Существует рассказ о том, как иудейский царь Ирод, про слышав, что в народе предсказывают скорое рождение Мес сии, вождя, который освободит евреев от власти Рима, ис пугался и приказал убить в городке Вифлееме и его окре стностях всех мальчиков, которым еще не исполнилось двух лет. Почему же надо было убивать и годовалых? Так, на вся кий случай, для верности: ведь тогда никаких метрик не бы ло. А почему только в Вифлееме, а не во всей стране? Было предсказано, что Мессия родится именно там.
Страшная резня состоялась. С тех пор самое имя «Ирод» стало обозначением изверга, злодея. Что же до выражения«избиение младенцев», то оно стало употребляться в перенос ном значении. Мы говорим так, когда какой-либо человек кру то расправляется - обычно просто в споре - со своими сла быми, как дети, противниками.
Ии искры возгорится пламя
В 1826 году А. С. Пушкин обратился к своим друзьям декабристам, сосланным на каторжные работы в сибирские рудники, со знаменитыми словами ободрения:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье...
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа...
Послание Пушкина дошло до далеких «каторжных нор». Заключенный в тюрьму поэт Александр Одоевский ответил своему великому собрату вдохновенными словами:
Своей судьбой гордимся мы
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится план я...
Эти строки стали революционным лозунгом. Недаром, когда семьдесят четыре года спустя в Лондоне вышла создан ная В. И. Лениным газета «Искра», на первом ее листе стоя ли вещие слова: «Из искры возгорится пламя...»