Фукидид, древнегреческий историк, родом знатной и состоятельной афинской семьи, владевшей золотыми рудниками на побережье Фракии. Получил хорошее образование, по преданию — ученик «отца истории» Геродота. Рано занялся политикой, поддерживая Перикла. По своим политическим взглядам — сторонник умеренной, разумно упорядоченной власти: был враждебно настроен к радикальной демократии и высоко оценивал умеренно-олигархическое правление. Во время Пелопоннесской войны 431—404 гг. был стратегом и командовал афинской эскадрой у берегов Фракии. Из-за того, что не смог отбить нападения спартанцев, был изгнан из Афин и 20 лет прожил в изгнании, занимаясь сбором материала для главного дела своей жизни — «Истории» в 8 книгах, посвященной истории Пелопоннесской войны (изложение доведено до осени 411 г.). В отличие от 1еродота, придавал большое значение проверке сведений (включая причины и поводы того или иного события) и главную задачу историка видел в отыскании истины. Исключал непосредственное вмешательство богов в дела смертных, хотя и не отвергал в принципе их существования. После войны возвратился в Афины и продолжил работу над «Историей», но умер раньше, чем успел ее закончить. В целом изложение Фукидида отличается высокой степенью объективности, с сам он считается одним из величайших историков Древнего мира.
Фромм Эрих, немецко-американский психолог и социолог, представитель неофрейдизма. Родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте-на-Майне в семье еврея-виноторговца. Окончив гимназию, Фромм стал одним из организаторов «Общества еврейского народного образования», в 1919 г. поступил в Гейдельбергский университет, который закончил в 1922 г., получив степень доктора философии. Под воздействием теорий 3. Фрейда увлекся психоанализом и отказался от круга прежних ценностей. Стал изучать буддизм и соединять психоанализ с практической медициной. С 1929 г. работает сначала во Франкфуртском, а затем и Берлинском институте психоанализа, занимаясь проблемами психоанализа в свете марксизма, фрейдизма и различных религий. Осенью 1932 г. Фромм был приглашен читать лекции в Чикагском университете и после 1933 г. оказался в вынужденной эмиграции. Ряд лет вел практику врача-психоаналитика, совмещая ее с научным и литературным трудом, с 1951 г. — профессор университета в Мехико Постепенно Фромм отходит от биологизма Фрейда, приближаясь по своим взглядам к антропологическому психологизму и экзистенциализму. Мировую известность Фромму принесли книги по основанному им направлению аналитической социальной психологии, разрабатывающей цельную концепцию человеческой личности и ставящей основным объектом изучения механизмы взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе ее формирования. Считая капитализм больным и иррациональным обществом, Фромм выдвигает утопический проект создания гармоничного «здорового общества» при помощи методов социальной терапии. Основные работы: «Бегство от свободы» (1941), «Сказки, мифы и сновидения» (1951), «Здоровое общество» (1955), «Искусство любить» (1956), «Современный человек и его будущее» (1959), «Освобождаясь от плена иллюзий» (1962), «Душа человека» (1964), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976). В 1969 г. переехал в Швейцарию. Умер Фромм 17 марта 1980 г. в Муральто.
Анатоль Франс — псевдоним французского писателя Анатоля Франсуа Тибо. Родился 16 апреля 1844 г. в Париже в семье букиниста. В 1866 г. окончил иезуитский колледж в Париже и стал работать библиографом в издательстве А. Лемерра. В это же время сблизился с литературной группой «Парнас», опубликовал книгу «А. де Виньи» (1868), сборник «Золотые поэмы» (1873), драматическую поэму «Коринфская свадьба» (1876). В 1875 г. переходит в газету «Темпе», где работает сначала репортером, а затем возглавляет отдел литературной критики. Две повести «Иокаста» и «Тощий кот» (1879) и роман «Преступление Сильвестра Боннара» (1881, премия Французской академии) принесли ему известность и популярность, которые упрочил выход романов «Таис» (1890), «Харчевня королевы Гусиные лапы» (1893), «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893), «Красная лилия» (1894), а также сборник литературоведческих статей 70—80-х годов, посвященных классикам французской литературы, — «Латинский гений» (1891), сборник афоризмы «Сад Эпикура» (1894), сборники новелл «Валтасар» (1889), «Перламутровый ларец» (1892), «Колодезь святой Клары» (1895), «Клио» (1900). В конце 90-х гг. в связи с усилением реакции, одним из проявлений которой было «дело Дрейфуса», Франс резкую сатирическую тетралогию «Современная история» (романы «Под придорожным вязом», 1897; «Ивовый манекен», 1897; «Аметистовый перстень», 1899; «Господин Бержере в Париже», 1901). В начале XX в. Франс сближается с социалистами и в 1904—1905 гг. публикует социально-философский роман «На белом камне», а также книгу «Церковь и республика» (1904). Высший подъем его публицистической деятельности связан с русской революцией 1905—1907 гг. — он был председателем основанного им «Общества друзей русского народа и присоединенных к России народов» (февраль 1905). Его публицистика 1898—1906 гг. частично вошла в сборники «Социальные убеждения» (1902) и «К лучшим временам» (1906). После поражения революции создаются такие произведения, как сборник новелл «Семь жен Синей бороды» (1909), романы «Остров пингвинов» (1908), «Восстание ангелов» (1914) и «Боги жаждут» (1912). В последние годы Франс трансформирует в романы циклы биографических очерков о своем детстве и отрочестве «Маленький Пьер» (1919) и «Жизнь в цвету» (1922), а также работает над философскими трактатами «Диалоги под розой» (1917—1924, опубликованы 1925). К началу 1920-х годов слава Франса становится всемирной, а его авторитет в литературе и культуре Франции — непререкаемым. В 1921 г. писатель становится лауреатом Нобелевской премии в области литературы «за блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом». Умер Франс 12 октября 1924 г. в Сен-Сир-сюр-Луар недалеко от Тура.
Франклин Бенджамин, американский просветитель, государственный деятель, ученый. Родился 17 января 1706 г. в Бостоне в многодетной семье небогатого кузнеца. С 10 лет работал сначала в мастерской отца, затем в типографии старшего брата. В 1723 г. переехал в Филадельфию, откуда, заслужив уважение губернатора колонии, был отправлен в Лондон, где прожил полтора года. Вернувшись в Филадельфию, основал в 1727 г. собственную типографию. Франклин организовал первый в мире клуб с доступной для его членов собственной библиотекой, объединявший людей, интересовавшихся наукой, просвещением и коммерцией. Отдавая свободное время самообразованию, стал одним из образованнейших людей своего времени. В 1729—1748 гг. издавал «Пенсильванскую газету», в 1732—1758 гг. — ежегодный «Альманах бедного Ричарда», содержавший полезные советы, поучения, афоризмы, пословицы и поговорки. Франклин основал в Филадельфии первую в Америке публичную библиотеку (1731), Американское философское общество (1743), Филадельфийскую академию (1751), ставшую основой Пенсильванского университета. В 1737—1753 гг. он занимал пост почтмейстера Пенсильвании, а в 1753—1774 гг. — почтмейстера всех Северо-Американских колоний, был одним из инициаторов созыва первого конгресса представителей колоний в Олбани (1754), которому предложил план объединения колоний. В 1757—1775 (кроме 1762—1765) представлял Северо-Американские колонии в Лондоне. После начала Войны за независимость 1775—1783 гг. вернулся ца родину. Был избран во 2-й Континентальный конгресс, участвовал в подготовке Декларации независимости 1776 г. В 1776—1785 гг. — посланник в Париже, где способствовал укреплению международного положения США. При его содействии и участии были заключены Американо-французский договор 1778 г. о союзе и Версальский мирный договор 1783 г., по которому Великобритания признала США суверенным государством. В 1785 г. Франклина избирают президентом Законодательного собрания штата Пенсильвания, а двумя годами позже он становится депутатом Конституционного конвента по выработке Конституции США 1787 г. Будучи не только общественным деятелем, но и одним из крупнейших ученых своего времени, Франклин был решительным противником рабства, за полвека до Адама Смита сформулировал трудовую теорию стоимости. Как естествоиспытатель он объяснил происхождение штормовых ветров (норд-остов), при его участии были проведены измерения скорости, ширины и глубины Гольфстрима и это течение (название которому дал сам Франклин) было нанесено на карту, но основной областью его исследований была физика. Он занимался измерением теплопроводности различных материалов, изучал явления охлаждения жидкости при испарении, исследовал распространение звука в воде и воздухе и т. д. Наибольшее значение имели его работы по электричеству, в которых Франклин объяснил принцип действия лейденской банки, ввел общепринятое теперь обозначение электрически заряженных состояний «+» и «—», доказал электрическую природу молнии и изобрел громоотвод, а также лампы для уличных фонарей, экономичную «франклиновскую» печь, применение электрической искры для взрыва пороха и др. Научные заслуги Франклина получили широкое международное признание. Он был избран почетным членом ряда иностранных академий и обществ, в том числе Российской АН (1789). Умер Франклин 14 апреля 1790 г. в Филадельфии.
Фонвизин Денис Иванович, русский писатель родом из обрусевших остзейских дворян. Детство Фонвизина прошло в патриархальной обстановке в доме отца — чиновника ревизион-коллегии. Образование получил в университетской гимназии и на философском факультете Московского университета (1759—1762). В 1756—1759 гг. играл в любительском университетском театре М. М. Хераскова, а позже и в профессиональном Публичном театре. По окончании университета поступил в иностранную коллегию в качестве переводчика, но уже в 1763 г. перешел на службу чиновником при кабинет-министре И. П. Елагине. В период 1769—1782 гг. служил в коллегии иностранных дел у графа П. И. Панина, в качестве секретаря. Совместно с Паниным, разделявшим его общественные взгляды, создает «Рассуждение о непременных государственных законах». 1777—1787 гг. проводит во Франции. Литературная деятельность Фонвизина началась еще в бытность его студентом. В 1761 г. он делает ряд переводов басен и нравоучительно-сатирических произведений с немецкого языка, а в следующем году, после переезда в Петербург, развивает усиленную литературную деятельность. Фонвизин был постоянным гостем литературного кружка Козловского, и в результате сближения с этим кружком написал первое свое самостоятельное произведение — «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». В 1764 он впервые выступил с самостоятельным драматическим произведением — с комедией «Корион», а через несколько лет после нее появляется социально-бытовая комедия «Бригадир» (написана 1766—1769, напечатана 1786). В 1882 г. была написана, а в 1883 напечатана вторая комедия — «Недоросль» — кульминационный пункт в развитии творчества писателя. Комедии Фонвизина были встречены с восторгом. В. Г. Белинский писал: «Русская комедия началась задолго до Фонвизина, но началась только с Фонвизина: его „Бригадир" и „Недоросль" наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, как одно из примечательнейших явлений». Выйдя в отставку, Фонвизин, несмотря на тяжелую болезнь, до конца жизни занимался литературным трудом, но встретил непонимание и резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений, журнал «Друг честных людей, или Стародум» и не давшей разрешения на задуманный Фонвизиным перевод Тацита. Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей для журнала и из драматических произведений — комедии «Выбор гувернера» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной». Кроме того, в последние годы своей жизни он работал над автобиографией «Чистосердечное признание» (осталась незаконченной). Умер Фонвизин 1(12) декабря 1792 г.
Флоренский Павел Александрович, русский ученый, религиозный философ. Родился 9(21) января 1882 г. в местечке Евлах Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан) в семье инженера-путейца. В 1900 г. окончил с золотой медалью тифлисскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Московского университета, который закончил в 1904 г. и стал студентом Московской духовной академии при Троице-Сергиевой лавре, поставив перед собой цель «произвести синтез церковности и светской культуры, воспринять все положительное учение церкви и научно-философское мировоззрение вместе с искусством». В 1908 г., закончив академию, Флоренский защищает кандидатскую диссертацию «О религиозной истине», в 1914 г. — становится магистром богословия на основе вышедшей в том же году книги «Столп и утверждение истины», а в период 1912—1917 гг. является профессором академии, читая курс истории философии и одновременно являясь редактором журнала «Богословский вестник». В 1911 г. Флоренский принял сан священника и служил в домовой церкви Сергиево-Посадского приюта до мая 1921 г. При советской власти Флоренский был секретарем Комиссии по охране памятников истории и старины в Троице-Сергиевой лавре, затем стал профессором ВХУТЕМАСа, специалистом в области электротехники и экспериментальной и теоретической физики. В 20-е годы из-под его пера выходят книги «Иконостас», «Обратная перспектива», «Мнимости в геометрии», «Имена», «Карболит. Его производство и свойства», «Курс электротехнического материаловедения», «Диэлектрики и их техническое применение», и др.; он предвосхитил многие идеи семиотики, был привлечен к научно-исследовательской работе в системах Главэлектро ВСНХ, а в 1927—1933 гг. редактировал «Техническую энциклопедию». В 1933 г. Флоренский был арестован и отправлен в один из лагерей ГУЛАГа, в ноябре 1934 г. — переведен на Соловки, где был расстрелян в Флоренский 1937 г. и похоронен в неизвестной могиле.
Флобер Гюстав, французский писатель, родился 12 декабря 1821 г. в Руа-не в семье врача. Окончив Руанский лицей, поступил на юридический факультет Сорбонны, но в 1844 г. вынужден был покинуть университет из-за обострившейся болезни и поселился в своем имении Круассе, где прожил почти безвыездно до самой смерти. Первые повести Флобера «Мемуары безумца» (1838) и «Ноябрь» (1842) представляют собой образцы традиционного французского романтизма, отход от которого произошел в середине 40-х годов, когда был написан первый, неопубликованный вариант романа «Воспитание чувств» (1843—1845). После разгрома революции во Франции в 1848—1851 гг. Флобер занял позицию принципиального неучастия в общественной жизни, не понял и не принял Парижскую Коммуну. Его эстетические взгляды определяла созданная им концепция элитарности и обособленности литературы, практически приравненной им к науке. Вышедший в 1857 роман «Госпожа Бовари. Провинциальные нравы» — плод 6-летней работы писателя — принадлежит к шедеврам мировой литературы, это поистине энциклопедия французской провинции XIX в. Официальные власти сочли книгу безнравственной и отдали автора под суд, но приговор был оправдательный. А вот прогрессивная критика (Ш. О. Сент-Бев, Ш. Бодлер) встретила ее тепло. В 1858 г. Флобер совершил путешествие в Алжир и Тунис, собирая материалы для исторического романа «Саламбо» (1862), действие которого происходит в древнем Карфагене в эпоху 1-й Пунической войны (III в. до н. э.). В 1869 г. завершает второй вариант романа «Воспитание чувств», а в 1874 г. — философскую драматическую поэму в прозе «Искушение святого Антония». Творческий путь писателя завершают «Три повести» (1877) и роман «Бувар и Пекюше» (незакончен; опубликован 1881). Умер Флобер в Круассе 8 мая 1880 г. Уже через 30 лет после его смерти, в 1910 г., свет увидел «Лексикон прописных истин» — сатирическое изложение основных позиций буржуазного мировосприятия. Значение Флобера и его влияние на французскую и мировую литературу велико. Продолжатель реалистических традиций О. Бальзака, близкий друг И. С. Тургенева, он воспитал плеяду талантливых писателей, некоторых, например Г. Мопассана, непосредственно обучал писательскому ремеслу.