Уайльд Оскар Фингал О'Флаэрти Уилс, английский писатель и критик, ирландец по национальности, родился 16 октября 1854 г. в Дублине в семье врача. Учился в Королевской школе, Тринити-колледже (Дублин), в 1879 г. с отличием оканчивает Оксфордский университет. В 1881 г. издает поэтический сборник «Стихотворения», имевший успех у публики. Под влиянием лекций Дж. Рескина увлекся идеями так называемого эстетического движения, проповедовал необходимость возрождения красоты в повседневной жизни и даже совершил в 1882 г. турне по городам США, выступая с лекциями по эстетике. Там же были написаны мелодрама «Вера, или Нигилисты» (1882) и стихотворная трагедия «Герцогиня Падуанская» (1883), переведенная на русский язык В. Я. Брюсовым. Вернувшись в Лондон, Уайльд сотрудничает в газетах и журналах, в 1891 г. публикует сборник критических статей о современной английской литературе «Замыслы», а также самое свое известное произведение — роман «Портрет Дориана Грея». Немного позднее были созданы сказки («Счастливый принц», «Звездный мальчик»), остросюжетные иронические новеллы («Кен-тервильское привидение», «Преступление лорда Артура Севиля»), «Стихотворения в прозе», драматические произведения, «Саломея», «Веер леди Уиндер-мир», «Женщина, не стоящая внимания», «Идеальный муж» и др. В 1895 г. за связь с лордом А. Дугласом Уайльд был обвинен в безнравственности и осужден на два года каторжных работ. По выходе из тюрьмы поселился в Париже, где создает автобиографическую поэму «Баллада Редингской тюрьмы» (1898) и посмертно опубликованную исповедь «Бе РгогипоЪ» (1905). Из-за серьезно подорванного на каторге здоровья скончался в Париже 30 ноября 1900 г.
Ян Чжу, тaкже известен как Ян Цзы-цзюй и Ян Шэн — древнекитайский мыслитель-вольнодумец, ученик Лао-цзы. О его биографии практически ничего неизвестно, поскольку собственные сочинения мудреца не сохранились, и о его взглядах можно судить лишь по фрагментам из даосских трактатов «Мэн-цзы», «Чжуан-цзы» и особенно — «Ле-цзы», котором Ян Чжу посвящено несколько глав. Судя по ним, основой учения Ян Чжу были идеи себялюбия, ценности собственной жизни и гедонизма, а также выступление против Конфуция и его учения. Судя по всему, Ян Чжу приобрел массу сторонников, поскольку до нашего времени дошли слова одного из самых активных сторонников Конфуция, Мэн-цзы: «Слова Ян Чжу заполнили Поднебесную».
Золя Эмиль родился в 1840 г. в Париже в семье инженера. Отец скончался в 1847 г., оставив семью в бедственном положении. Окончив лицей, Золя пошел на службу в купеческую контору, затем стал работать в книжном магазине. Рано начал писать стихи, чуть позже — прозу. В 1864 г. вышел первый сборник рассказов Золя «Сказки Нинон», в следующем году — роман «Исповедь Клода». В 1866—1867 гг. Золя показывает себя ярым сторонником нового направления в живописи импрессионизма (книги «Что я ненавижу», «Мой салон», «Эдуард Мане»). В предисловии к драме «Тереза Ракен» (1867) Золя заявил себя сторонником натуралистической школы, утверждая, что биологическое начало является доминантой в жизни человека. Он ввел в литературу материалы естественнонаучных открытий, физиологии и медицины. В 1868 г. Золя начал работу над серией романов о Второй империи — времени правления Наполеона III и написал 20 романов, объединив их общим названием «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи». Эти романы Золя писал 22 года (с 1871 до 1893 гг). В романах: «Западня», «Деньги», «Земля», «Дамское счастье», «Накипь», «Добыча», «Карьера Ругонов», «Человек-зверь», «Чрево Парижа», «Жерминаль», «Разгром», «Творчество» писатель дает реалистическое, психологически точное описание всех слоев французского общества. На драматургическом поприще Золя оставил потомкам «Терезу Ракен» и комедию «Наследники Рабурдена», а из прозы, кроме «Ругон-Маккаров», тетралогию «Четыре евангелия». Только, в отличие от подлинных четырех Евангелий — от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна — Золя предложил читателю такие евангелия, как «Плодовитость», «Труд», «Истина» и «Справедливость». Три первых романа вышли в свет в 1899—1903 гг., четвертый роман не был завершен. Умер в 1902 г. в Париже.
Жорж Санд (псевдоним; настоящее имя — Аврора Дюпен, по мужу— Дюдеван) родилась в 1804 г. в Париже. Детство провела в английском католическом монастыре в столице Франции. Рано вышла замуж, но семейная жизнь была непродолжительной. В 1831 г. она рассталась с мужем и посвятив себя литературе. Тогда же вышел первый роман Жорж Санд «Роз и Бланш», написанный совместно с писателем Жоржем Сандо, — отсюда и псевдоним Авроры Дюдеван. В 1832 г. самостоятельно написала и выпустила роман «Индиана» о равноправии женщин, которое трактовала как проблему свободы человека. Духом демократической романтики наполнены романы Ж. Санд «Валентина», «Лелия» и «Жак» (1832— 1834). В середине 1830-х гг. писательница углубилась в изучение утопического социализма Сен-Симона, христианского социализма Леру и политических доктрин левых республиканцев. Пропаганде этих идей посвящены ее романы. «Мопра», «Орас», «Странствующий подмастерье», «Мельник из Анжибо», «Грех господина Антуана» (1837—1845). Особняком стоит написанный в 1842— 1843 гг. лучший роман Санд «Консуэло», в котором поветсвуется о революции гуситов в Чехии в первой половине XV в. В 1846—1849 гг. Ж. Санд, увлекшись идеализацией патриархальной деревенской жизни и противопоставлением ее жизни буржуазного города, написала романы «Чертова лужа», «Франсуа-найденыш», «Маленькая Фадетта». Санд активно участвовала в революции 1848 г., но после ее поражения вернулась к идеалам молодости — романтике. В 1854—1858 гг. Жорж Санд написала многотомную «Историю моей жизни», с интересом встреченную читателями. Умерла в 1877 г. в Ноане, департамент Эндр.
Жан Поль (псевдоним; настоящее имя — Рихтер Иоганн Пауль Фридрих). Родился в 1763 году в Вонзиделе, в Баварии, в семье школьного учителя. Детство прошло в бедности и лишениях. Сумев окончить школу, поступил в Лей-пцигский университет, но не окончил курс, поскольку не имел возможности оплатить обучение. Устроился работать домашним учителем. В первых его произведених — повестях «Гренландские процессы» (1783) и «Избранные места из бумаг черта» (1789), а также в рассказах четко обозначена сатирическая нота в изображении германского общества. Но под влиянием французской революции в творчестве Жан Поля происходит своеобразное соединение просветительских идей с принципами сентиментализма, отраженным в новелле «Жизнь премного довольного учителишки Мария Вуца из Ауэнталя» (1793). Здесь доминирует гуманистическое отношение к героям, появляется склонность автора к откровенной идиллии. В 1795 г. он выпустил роман «Гёспер», где обилие бытовых деталей в повествовании свидетельствует о хорошем знании жизни. Такой же подход характерен и для романа «Зибенкэз» (1796—1797), раскрывающем проблему гибельного влияния нищеты на внутренний мир и жизнь человека. В 1800—1803 гг. Жан Поль опубликовал «роман воспитания» «Титан», где герои, по большей части резонеры автора, рассуждаю о высоких материях, возвышенных идеалах, сильных чувствах, хотя сами лишены обычных человеческих качеств. Он оставил после себя три незаконченных романа: «Невидимая ложа» (1793), «Озорные годы» (1804—1805), «Комета, или Николай Маргграф» (1820— 1822), характерные для трех разных периодов творчества. Написал также просветительские трактаты «Подготовительная наука по эстетике» (1804) и «Лева-на, или Учение о воспитании» (1806). Умер в 1825 г. в Байрейте.
Ахматова Анна Андреевна, русская поэтесса, родилась в Одессе 11 (23) июня 1889 г., в семье флотского инженера-механика. Детство и отрочество будущей поэтессы прошли в Царском Селе, где она училась в Мариинской женской гимназии. Девичья фамилия Горенко, а псевдоним фамилия прабабушки по матери. Существует семейное предание, по которому род Ахматовых по материнской линии восходит к татарскому хану Ахмату. После Царского Села Ахматова переехала в Петербург. Вхождение в литературу было внезапным, хотя писать стихи Ахматова начала с одиннадцати лет. В 1907 г. публиковано ее стихотворение в журнале «Сириус». Вместе с мужем, поэтом Н.Гумилевым, в 1911 г. Ахматова вошла в так называемый «Цех поэтов» и стала одним из основателей поэтического течения — акмеизма, противостоящего символизму. Слава и популярность пришли к Ахматовой после выхода в свет поэтического сборника «Вечер» в 1912 г. В 1914 г. вышел сборник «Четки», в военные и революционные годы Анна Ахматова выпустила сборники любовной лирики «Белая стая» (1917 г.), «Подорожник» (1921г.). Судьба уготовила Анне Ахматовой тяжкие испытания: Гумилева расстреляли, сама поэтесса подверглась опале, а в 1935 г. арестовали ее сына и второго мужа, искусствоведа Н. Лунина. В эвакуации, в Ташкенте, поэтесса создала цикл стихов «Ветер войны». После победы испытания для Ахматовой не закончились, в 1946 г. ее исключили из Союза писателей. Лишь в последние годы жизни Анны Ахматовой ее стихи стали издавать. В 1964 г. Ахматовой в Италии была вручена премия Этна Таормина, а в 1965 г. в Оксфорде ей была присуждена почетная докторская степень. Анна Андреевна любила слушать чужие стихи, охотно читала свои. Умерла 5 марта 1966 г. в подмосковном Домодедово.
Ас-Самарканди Мухаммед ибн Али ибн Мухаммад ибн аль-Хасан аз Захири-аль Катиб жил в XII веке. Известен тем, что перевел на фарси так называемую «обрамленную повесть», написанную еще до V века. «Обрамленная повесть» — художественное произведение, состоящее из разнородных рассказов в форме новелл, сказок объединенных посредством связующей все сюжеты повествовательной рамки. Основа повести — 34 сказки из «Тысячи и одной ночи», посвященные Синдбаду-мореходу; как самостоятельное произведение получило новое название — «Синдбад-наме». Ас-Самарканди заимствовал из «Тысячи и одной ночи» литературный прием, когда наложница царя клевещет на царского сына, а семь мудрых визирей доказывают царю невиновность его сына, рассказывая своему владыке назидательные притчи.