Брант Себастьян, немецкий сатирик, родился в 1458 г. в Страсбурге, изучал юриспруденцию и классическую литературу в Базеле. Император Максимилиан даровал ему титул пфальцграфа и звание советника. Стал известен благодаря лирическим стихотворениям и сатирическим поэмам, в которых бичевал пороки и глупость своих современников. Умер 10 мая 1521 г. в Страсбурге.
Бомарше Пьер Огюстен Карон де, французский драматург, родился 24 января 1732 г. в Париже в семье часовщика по фамилии Карон. В детстве помогал отцу. Женился на богатой вдове, сумел проникнуть в Версаль, получил там полулакейскую должность и благодаря тому, что хорошо играл на арфе, пел и остроумничал, понравился королеве. Затем вошел в доверие к миллионеру Пари-Дюверне, стал его младшим партнером в банковских делах и купил себе должность секретаря короля, а вместе с должностью — дворянство, превратившись из Пьера Карона в де Бомарше. В 1767 г. написал первую пьесу «Два друга», а в 1770 г. — «Евгению», в которых остро поставил проблему социального неравенства. В 1773—1774 гг. написал четыре памфлета, направленные против коррумпированной судебной системы Франции. Памфлеты, названные им «Мемуары», имели ошеломляющий успех. Сам Вольтер утверждал, что не читал ничего интереснее. В 1775 г. Бомарше написал пьесу «Севильский цирюльник», и сразу стал первым драматургом Франции. Это подтолкнуло его к мысли «продолжить пьесу», и в 1784 г. он пишет «Женитьбу Фигаро», а в 1792 г. завершает трилогию мелодрамой «Виновная мать». По мотивам пьес Бомарше в 1786 г. Моцарт написал оперу «Свадьба Фигаро», а Россини в 1816 г. создал оперу «Севильский цирюльник». Умер 18 мая 1799 г. в Париже.
Бокль Генри Томас, английский историк и социолог, родился 24 ноября 1821 г. в городе Ли, графства Кент, в семье богатого лондонского купца. Мать, женщина образованная и богобоязненная, привила сыну любовь к Богу и поэзии, а от отца Бокль унаследовал увлечение политикой и блестящую память. Из-за слабого здоровья мальчик рано оставил школу и серьезно занялся самообразованием, в дальнейшем посвятив себя углубленному изучению вопроса об умственном развитии человечества. Боклю исполнилось 18 лет, когда он принялся за колоссальную работу исследования истории умственного развития в своей стране с прицелом изложить проблему применительно ко всему человечеству. Бокль решил не публиковать отдельные главы своего труда по мере их готовности и лишь через 19 лет издал первый том, назвав книгу «История цивилизации в Англии». Однако название книги не соответствовало содержанию, поскольку цивилизация Англии связана с культурой других стран. Получилось, что Франции уделено почти столько же места, что и Англии. Книга принесла Боклю почет и известность. Через два года вышел второй том, посвященный истории Шотландии и Испании. В книгах Бокль обосновывал процесс умственного развития человека географическими факторами, влиянием природной среды, миграцией населения, развитием просвещения, ростом производства, распределением имущества, полагая, что все это в совокупности и оказывает решающее влияние на развитие сознания. Он считал, что благодаря умеренному климату Европы, население энергично и предприимчиво, готово покорять природу, тогда как в других частях света природа взяла верх над человеком. Труд Бокля отличают вера в разум и прогресс, ненависть к предрассудкам и невежеству, убеждение, что наука решит все загадки бытия и мироздания. Осенью 1861 г. Бокль отправился в путешествие на Восток, побывал в Египте и Палестине, но при посещении Сирии заболел и 29 мая 1862 г. скончался в Дамаске.
Боккаччо Джованни, итальянский поэт и гуманист, родился в 1313 г. в Париже. Семейство его происходило из Чертальдо, почему он сам называл себя Боккаччо да Чертальдо. Уже в младенчестве проявился его поэтический дар, но родители отдали сына обучаться купеческому ремеслу. Только после смерти отца (1348) Джованни получил возможность заниматься любимой литературой. Будучи при дворе неаполитанского короля Роберта, он подружился со многими учеными. Во время пожара в монастыре Санто Спирито погибли редкие рукописи, и Джованни воспользовался своим влиянием на современников, чтобы пробудить в них любовь к изучению и знакомству с древними науками и искусствами. Его стараниями во Флоренции была основана кафедра греческого языка и литературы. Одним из первых он обратил внимание общества на жалкое состояние наук в монастырях, которые считались их хранителями. Д. Боккаччо стал первым гуманистом Италии. У Андалонэ дель Неро он изучал астрономию и три года принимал в своем доме калабрийца Леонция Пигата, большого знатока греческой литературы, чтобы читать с ним Гомера. Главным произведением Боккаччо считается «Декамерон» — собрание 100 повестей, на основе древнефранцузских и современных ему событий. Материал для новелл Боккаччо находил в общечеловеческом фонде повестей и сказаний, начало которого привело исследователя в глубь Азии. Этим объясняется тот факт, что в некоторых его новеллах проскальзывают мотивы русских сказок. Умер 21 декабря 1375 г.
Блок Александр Александрович, русский поэт, родился 16(28) ноября 1880 г. в Петербурге в семье профессора-правоведа. Поэтический дар проявился в раннем детстве. Уже в пять лет он вовсю занялся сочинительством стихов. В 1891—1899 гг. учился во Введенской гимназии, в 1898—1901 гг. -на юридическом факультете Петербургского университета. В 1901 г. перешел на филологический факультет, окончил его в 1906 г. Временем становления Блока как поэта можно считать 1901—1902 гг. В этот период появилось 80 стихотворений, посвященных его будущей жене — Л. М. Менделеевой, дочери великого ученого-химика. Первые стихи были опубликованы в журнале «Новый путь» (1903). Книга «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) принесла автору известность. Революция 1905 г. раскрыла поэту другую, жестокую, сторону жизни, что отразилось в его творчестве («Вольные мысли», 1907, «На поле Куликовом», 1908). В это же время печатаются книги «Нечаянная радость» (1906), «Снежная маска» (1907), «Итальянские стихи» (1908), «Ночные часы» (1911), «Соловьиный Сад» (1915). Февральскую и Октябрьскую революции 1917 г. Блок встретил с востором. В 1918 г. он написал поэму «Двенадцать» (в ней матросы-большевики преподносятся как христиане-мессианцы). В 1918—1919 гг. работал в Наркомпросе, в Союзе поэтов, Союзе деятелей художественной литературы, в горьковском издательстве «Всемирная литература». В апреле 1919 г. назначен председателем Режиссерского управления Петроградского Большого драматического театра. Загруженность общественной работой и государственная служба требовали огромных затрат сил и энергии, поэтому не хватало времени на творчество. Ситуацию усугубили семейные неурядицы, тяжелое материальное положение и обострившаяся болезнь. Блоку было отказано в заграничной поездке на лечение. Умер 7 августа 1921 г. в Петрограде.
Бион Борисфенит. Родился в конце IV века до н. э. Судя по прозвищу, его жизнь была связана с Борисфеном — так древние греки называли Днепр. Неизвестны даты его рождения и смерти, столь же неведома и его жизнь. До нас дошли в отрывках некоторые его философские и поэтические сентенции. Умер в середине III в. до н. э.
Бигер Генри Уорд, американский проповедник, родился в 1813 г. в Литчфилде, в штате Коннектикут, в семье пастора, известного демократа и аболициониста Лимана Бигера. Его старшая сестра, Екатерина-Эсфиров, была основательницей женского движения в США, а младшая — Елизавета-Гарриэт (по мужу — Стоун) — известной писательницей, автором романа «Хижина дяди Тома». 1ёнри %рд окончил Пресвитерианскую духовную семинарию в Цинциннати и стал последователем всех вольнолюбивых и демократических традиций отца и сестер. В 1850-е гг. ХГХ в. Бигер стал известен как оратор и публицист, посвятивший себя борьбе за равноправие чернокожего населения. Его деятельность получила широкий резонанс в Соединенных Штатах, особенно на северных территориях. В своих проповедях он находил убедительные доводы в пользу учения Спенсера. Когда в США появились труды Ч. Дарвина, Бигер постарался «примирить» новое учение с догматами Библии. В 1885 г. издал книгу «Эволюция и религия», состоящую из собственных выступлений в защиту Дарвина, но ортодоксальные богословы признали его лекции атеистическими. Позиция Бигера как гражданина наиболее ярко и последовательно проявилась в годы гражданской войны в США (1861—1865). В 1863 г. он совершил поездку в Англию, где антидемократические и прорабовладельческие настроения были весьма сильны. Бигер сумел передать свои убеждения трем сыновьям, которые, как и отец, стали пресвитерианскими пасторами и последовательными демократами. Умер в 1887 г. в Бруклине, Нью-Йорк.
Биант родился около 590 г. до н. э. Один из семи мудрецов Древней Греции. Умер около 530 г. до н. э.
Бернc Роберт, шотландский поэт, родился 25 января 1759 г., в деревне Ал-лоуэй, близ города Эр, в Шотландии, в бедной крестьянской семье. Начал писать стихи с 15 лет. Бернc прожил в бедности, хотя стихи его были очень популярны в народе и почти все переписывались его почитателями от руки. В 1784 и 1785 гг. издал две сатирические поэмы — «Два пастуха» и «Молитва святоши Вилли», его имя стало известно всей Шотландии. А в 1786 г., когда вышли «Стихотворения, написанные преимущественно на „шотландском диалекте"», о нем узнала вся Англия. Бернc был великолепным собирателем и популяризатором народных шотландских песен, что подтверждается двумя его сборниками — «Шотландский музыкальный музей» и «Избранное собрание оригинальных шотландских мелодий». Прославился также книгами «Честная бедность» и «Веселые нищие», написанными в духе лучших традиций Просвещения (воспевание свободы и достоинства человека, которые ценились выше денег и титулов). Задушевно славя творчество, свободный труд, веселье, любовь и дружбу, Берне не гнушался и сатирой и юмором, иронией и злым сарказмом. Его стихи — простые, выразительные, очень эмоциональные — сразу полюбились в Англии, Шотландии и Ирландии, воспринявших Бёрнса как выдающегося народного поэта. Многие стихи Бёрнса стали песнями, а сочинения поэта-барда переведены на языки мира. Умер 21 июля 1796 г., в городе Дамфисе, на юго-западе Шотландии.
Бердяев Николай Александрович, русский религиозный философ, родился 6 марта 1874 г. в Киеве в дворянской семье, имевшей по женской линии родство с французским герцогским домом де Шуазель. В 1884—1894 гг. учился в Киевском кадетском корпусе. Увлекся философией Канта, Шопенгауэра, 1еге-ля. Окончив кадетский корпус, поступил на естественный факультет Киевского университета, затем перешел на юридический, но не оставил занятия философией. Кроме нее увлекся творчеством Достоевского, Толстого, Ибсена, Ницше, очень интересуется марксизмом. С 1898 по 1905 г. за что ссылается в Вологду, Житомир, и продолжает работать над проблемами нравственного обоснования социализма. Однако его статьи, посвященные этим вопросам, вызвали критику и со стороны марксистов, и со стороны их противников — народников. Постепенно Бердяев склонился в своем мировозрении к либерализму, став соредактором (совместно с С. Н. Булгаковым) религиозно-философского журнала «Новый путь», (с 1905 г. назывался «Вопросы жизни»). Разочаровавшись в политической деятельности, сосредоточился на религиозно-культурном просвещении, сблизившись с литераторами русского ренессанса начала XX века — Д. С. Мережковским, 3. Н. Гиппиус, Вяч. И. Ивановым. В 1907 г. издал книгу «Новое религиозное сознание и общественность», в которой попытался соединить «относительную правду» социализма, в целом рассматривая марксизм как лжерелигию, с «абсолютной правдой» христианства. С 1908 г. проживал в Москве, сблизившись с деятелями «православного возрождения» Е. Н. Трубецким, П. А. Флоренским. В 1909 г. стал одним из авторов сборника статей о русской интеллигенции «Вехи», призывающего интеллигенцию отойти от революции. В 1916 г. опубликовал манифест религиозной философии «Смысл творчества. Опыт оправдания человека». Революцию Бердяев считал возмездием за старые грехи России. Осенью 1922 г. был выслан за границу. Жил в Берлине, затем в Париже, где основал в 1925 г. журнал «Путь» и выпускал его до 1940 г. Руководил издательством Христианского союза молодежи. Умер 24 марта 1943 г. в Кламаре, под Парижем.