Мурасаки Сикибу, известная японская писательница, родилась в конце 970-х гг. в семье видного ученого Фудзивара Тамэтоки. О жизни этой писательницы до нас дошло совсем немного сведений. Известно, что она получила подобающее молодой аристократке образование, знала китайский язык. Примерно в 1001 г. она написала нравоописательный роман «Гэндзи — моногота-ри» — «Повесть о блистательном принце Гэндзи». События, происходившие в начале XI века при дворе, были хорошо известны Мурасаки, которая была придворной дамой императрицы Сеси, и легли в основу романа. Тем не менее, точных соответствий нет, и до сих пор продолжается спор, кто именно был прототипом Гэндзи. Роман состоял из 64 глав, разделенных на три части. Главные герои романа — Гэндзи и «Нагиса» (Благоуханный) Каору, приемный сын Гэндзи, — считаются идеальными символами классической японской мужской утонченности. В первой части описывается любовные похождения молодого Гэндзи. Он — побочный сын императора, и потому он не готовится стать преемником отца а прожигает время в праздности и любовных утехах. Вторая часть посвящена зрелым годам Гэндзи. Он попадает в ссылку и возвращается в столицу совершенно другим человеком. Добившись громкой славы, он умирает, оставив после себя приемного сына — принца Каору. Описание жизни Каору — в третьей части романа. На принца сыплются несчастья в наказание за беспутную молодость Гэндзи и горе, которое его приемный отец принес многим женщинам. Главная идея романа: буддийская карма — неизбежное возмездие потомкам за грехи их предков. Роман «Гэндзи — моноготари» оказал сильное влияние на развитие японской прозы и драматургии вплоть до XIX в.
Андре Моруа (псевдоним; настоящие имя и фамилия — Эмиль Эрзог). Родился в Эльбефе в состоятельной буржуазной семье владельцев текстильной фабрики. В молодости служил администратором на фабрике родителей. Материалом для первых романов «Молчаливый полковник Брамбл» (1918) и «Разговорчивый доктор ОТрэди» (1922) послужили впечатления от личного участия в Первой мировой войне. Затем создал серию романов о жизни «высшего общества», отличающихся психологизмом и сдержанной иронией, — «Бернар Кэне» (1926), «Превратности любви» (1928), «Семейный круг» (1928), «Земля обетованная» (1945), а также историко-литературных и биографических произведений, в частности «Ариель, или Жизнь Шелли» (1923), «Жизнь Диз-раэли» (1927), «Байрон» (1930), «Тургенев» (1931), «Лелия, или Жизнь Жорж Санд» (1952), «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго» (1954), «Три Дюма» (1957), «Жизнь Александра Флеминга» (1959), «Прометей, или Жизнь Бальзака» (1965), которые являются не только научными историко-биографиче-скими трудами, но обладают лучшими качествами интеллектуально-психологических романов. В 1938 г. Моруа был избран членом Французской академии. Одна из последних его работ, написанная в соавторстве с Луи Арагоном, опубликована в 1962 г. («Параллельная история США и СССР»).
Мор Томас, английский писатель и государственный деятель, родился в 1478 г., в Лондоне в семье известного юриста. В ранние годы жизни был послушником в монастыре. В 1492—1494 гг. учился в Оксфорде, а затем в течение пяти лет изучал право. В конце 90-х гг. Мор познакомился и близко подружился с выдающимся гуманистом эпохи Возрождения Эразмом Роттердамским. В 1508 г. Эразм написал свое самое выдающееся произведение — «Похвалу Глупости» и посвятил книгу своему другу. В 1510 г. Мор стал помощником лондонского городского судьи, в 1518 г. — членом Королевского совета, в 1525—1527 гг. — канцлером герцогства Ланкастерского. В 1529 г. Томас Мор становится лорд-канцлером (небывалая для Англии ситуация, ведь он не был высшим церковным иерархом и не принадлежал к высшей аристократии). Большая часть властных полномочий Мора как лорд-канцлера была скорее формальной, нежели действительной, поскольку склонявшийся к Реформации парламент проводил свой курс. Мор был католиком и признавал единственно законной церковной властью папу римского. Поэтому, когда король Англии Генрих VIII объявил себя главой англиканской Церкви, отколовшейся от католицизма, Мор отказался принести королю присягу в верности и в 1534 г. был заключен в Тауэр. Так закончилась блестящая государственная карьера Мора. Однако в историю Англии и человечества Томас Мор вошел прежде всего как выдающийся писатель, гуманист и мыслитель. На протяжении всей своей карьеры он не оставлял литературной деятельности. В 1510 г. им была переведена с латыни на английский язык биография Пико делла Мирандолы — выдающегося итальянского ученого и реформатора Церкви эпохи Раннего Возрождения. Самое известное свое произведение «Утопия», которое считается основополагающим трудом утопического социализма, Мор написал в 1516 г. Книга «История короля Ричарда III» (1531), осталась незавершенной из-за ареста автора. Тем не менее она является одним из лучших английских произведений эпохи Возрождения. Мор обезглавлен в Лондоне в 1535 г. В 1935 г. был канонизирован католической Церковью и причислен к лику святых.
Мопассан Ги де, французский писатель родился в 1850 г. в замке Мироме-ниль близ города Турвиль-сюр-Арк (департамент Нижняя Сена) в семье обедневшего дворянина. Образование получил в руанском лицее, юность провел в Нормандии. Участвовал во Франко-прусской войне 1870—1871 гг., после чего десять лет служил чиновником в различных министерствах. В эти годы он познакомился с Г. Флобером и настойчиво учился литературному мастерству под его руководством. В начале творческого пути испытал влияние Г. Флобера, познакомился с Э. Золя, с другими французскими писателями, с И. Тургеневым. Русскому классику Мопассан посвятил первый сборник своих рассказов «Заведение Телье» (1881). Первый же его рассказ «Пышка», вышедший в 1880 г. принес ему известность. С 1880 до 1891 г. Мопассан написал 6 романов и около 300 новелл, опубликовал десятки критических статей. Первый роман «Жизнь» (1883) подтвердил появление во Франции нового большого писателя, рассказывающего об острых столкновениях романтически настроенных героев с повседневной прозой жизни. В романе «Милый друг» (1885) повествование о беспринципном карьеристе перерастает в политический памфлет. Романы «Монт-Ориоль» и «Пьер и Жан» (1886—1888) посвящены проблеме разрушительного влияния духа наживы и стяжательства на семейные устои. Два последних романа — «Сильна, как смерть» (1889) и «Наше сердце» (1890) — написаны с тонким пониманием психологии человека, социальные мотивы в них отошли на второй план. Мопассан умер в 1893 г. в Париже.
Монтескье Шарль Луи де Секонда, барон де ла Бред, французский философ и литератор эпохи Просвещения, родился в 1689 г. в замке Лабред, близ Бордо, в аристократической семье. В 1705 г. окончил колледж ораторианцев в Бордо и переехал в Париж для углубленного изучения права. В 1714 г. вернулся в Бордо, где получил сначала пост советника в городском суде, а через два года стал одним из вице-президентов суда. В 1721 г. он выпустил в свет роман «Персидские письма», завоевав симпатии читающей публики живой сатирой на французское общество. В романе персидский путешественник описывает разнообразные глупости и недостатки, критикуя под видом персидского общества французское, — преисполненное спеси, суеверий, находящееся под гнетом королевской власти и духовенства. В 1725 г. Монтескье написал прозаическую поэму, выдержанную в гедонистическом духе «Книдский храм». В следующем году он перебирается в столицу и вскоре выпускает вторую поэму в прозе «Путешествие в Париж», написанную в том же духе, что и предыдущее творение. Однако занятия изящной словесностью не удовлетворили его, и в 1728 г. он отправляется путешествовать по Европе для изучения политико-правовых институтов разных стран. Монтескье посетил Италию, Пруссию, Нидерланды, а в Англии прожил около полутора лет, где штудировал английское право и изучал конституционную практику парламента. Встречи с юристами, философами и политиками Англии оказали сильное влияние на формирование его государственно-правовых идеалов, которые он воплотил затем в главном своем труде «О духе законов» (1748). В книге читателю предлагались живописные «прогулки» по странам и эпохам, знакомившие с разнообразием народных обычаев и общественных правил. Используя исторический сравнительный метод, Монтескье показал, что возникновение правовых институтов зависит от влияния географической среды, исповедуемой религии, формы правления. Основной темой книги являлась теория форм власти. Монтескье считал, что могут существовать демократическая, аристократическая и монархическая формы правления, но не имеют права на существование тирания и деспотизм. Работая над книгой «О духе законов», он, основываясь на признании объективности исторического процесса и начисто отвергая теологические причины процесса, написал в 1734 г. «Размышления о причинах величия и падения римлян». После книги «О духе законов» им был написан трактат «Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства», помещенный через два года после его смерти в «Энциклопедии» Дени Дидро. Труды Монтескье изучали многие выдающиеся государственные деятели, в том числе и Екатерина Великая, построившая свой знаменитый «Наказ» (1767) на основе книги Монтескье «О духе законов». Умер в 1755 г. в Париже.
Монтень Мишель де, французский писатель и философ родился в 1533 г. в семье новоиспеченных дворян, которые вели свой род от богатых гасконс-ких буржуа, живших в замке Монтень близ Бордо. В детстве Монтень получил прекрасное педагогическое образование, а в 21 год, закончив обучение в Тулузском университете, получил судейскую должность. В 1580—1588 гг. написал свое главное сочинение «Опыты» в трех книгах. Первые две книги этого произведения были опубликованы в 1580 г. в Бордо. Третья книга и добавления, которые сделал Монтень к первым двум, носят в основном автобиографический характер. В этих сочинениях, написанных в литературно-философском жанре, автор делится своими размышлениями над различными историческими фактами прошлого и настоящего, наблюдениями над бытом и нравами людей самых разных возрастов и состояний, уровня культуры и положения в обществе. «Опыты» отличались подлинно гуманистической моралью, были направлены против суеверий и схоластики, фанатизма и жестокости светских и духовных властей — это проверки, испытания, которым он подвергает собственные мнения по разным вопросам. Скептицизм, тонкий французский юмор, искренность и правдивость сделали «Опыты» Монтеня были одной из любимейших книг людей на протяжении многих последующих веков. Популярность Монтеня, возникшая еще при его жизни, продолжалась более полувека после его кончины. Умер в 1592 г. в замке Монтен.
Мономах Владимир Всеволодович родился в 1053 г. Автор одного из первых выдающихся светских произведений Древней Руси — «Поучение детям». Его дед со стороны матери — византийский император Константин Мономах, а отец — сын великого киевского князя Ярослава Мудрого, переяславский князь Всеволод Ярославич. В 1078 г. отец Владимира Мономаха занял киевский великокняжеский престол, а своему 25-летнему сыну дал в управление Чернигов, который в 1094 г. отнял у него князь Олег Святославич со своими союзниками — половцами. После этого Владимир Мономах обосновался в Переяславском княжестве, но половцы постоянно совершали набеги и на его новые владения, поэтому он объединил на борьбу с ними многих русских князей. Кроме воинов-профессионалов в войске Мономаха находились и ополченцы — крестьяне и ремесленники из разных княжеств и городов Руси. Половцы, потерпев несколько поражений, ушли в степи и надолго прекратили набеги. После смерти великого киевского князя Святополка Изяславича (1113) его трон занял Владимир Мономах. Он принял меры к централизации Киевской Руси, дав сыновьям княжить в самых важных городах — Новгороде, Смоленске, Переяславле, Суздале. Именно Мономах и адресовал свое великолепное «Поучение детям» со множеством назиданий и советов, приобретенных из собственного богатейшего жизненного опыта — отца, великого князя и полководца. Умер в 1125 г.
Мольер (настоящее имя — Жан Батист Поклей), французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства родился в 1622 г., в Париже в семье королевского мебельщика и обойщика. В 1639 г. окончил Клермонский колледж, но решил посвятить себя театру. В 1643 г. он организовал «Блистательный театр», но в Париже не добился успеха и отправился с труппой по Франции. Первые комедии — «Шалый» (1655), «Любовная досада» (1656) принесли театру огромный успех, и в 1658 г. труппа Мольера возвратилась в Париж. Спектакль, данный в Королевском театре, очень понравился Людовик)' XIV, и это решило судьбу Мольера. Опираясь на традиции народного театра и основы классицизма, создал жанр социально-бытовой комедии, в которой плебейский юмор и буффонада сочетались с изяществом и артистизмом. В его произведениях беспощадно высмеивается дворянская спесь, торгашеская мораль буржуа, выводится целая галерея простых людей, преподносящих зрителям народную мудрость. Комедии Мольера — «Смешные жеманницы» (1659), «Школа жен» (1662), «Тартюф» (1664), «Дон Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666), «Скупой» (1668), «Мещанин во дворянстве» (1670), «Проделки Скапена» (1671), «Мнимый больной» (1673) — до настоящего времени не сходят с театральных подмостков мира, не теряют своей актуальности, вызывают неизменное восхищение зрителей. Умер в Париже в 1673 г.