Мильтон Джон, великий английский поэт и публицист родился в 1608 г. в Лондоне в семье преуспевающего нотариуса, убежденного пуританина, давшего сыну в строгое, аскетичное и сугубо религиозное воспитание. В 1632 г. Мильтон окончил Кембриджский университет, получив степень магистра искусств. В его ранних произведениях-идиллиях «Жизнерадостный» и «Задумчивый», отразилось религиозное восприятие жизни Мильтона: философия Фрэнсиса Бэкона сочеталась с пуританской моралью, а в полудраматической поэме «Комус» воспевалась борьба целомудрия с искушением. В память о своем товарище по Кембриджскому университету Мильтон основал частную школу. Однако, в 1640-е гг., его увлекают уже другие проблемы: он превратился в ярого сторонника разгоревшейся в Англии революции, пламенным патриотом и врагом монархии. В двух памфлетах «Защита английского народа» (1650 и 1654) Мильтон выступил тираноборцем и поборником суверенитета английской республики. После реставрации в 1660 г. королевской династии Стюартов памфлеты Мильтона были сожжены, на какое-то время его самого заключили в тюрьму и он чудом избежал смерти. Он отошел от общественных дел и стал вести оттшельническую жизнь, эту склонность усугубило наступление слепоты. В этот период Мильтон углубился в религию и создал свои самые известные произведения — поэмы на библейские темы: «Потерянный рай» (1667) и «Возвращенный рай» (1671). Окончанием творческого пути явилось созданием поэмы «Самсонборец» (1671), прославляющей борьбу народа против тирании. Умер в Лондоне в 1674 г.
Микеланджело, итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт, родился 6 марта 1475 г. в Капрезе, в Тоскане в семье чиновника. Отец назвал его Микеланджело, утверждая, что это имя было внушено ему свыше. Детство Микеланджело прошло частично во Флоренции. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Хотя семья его столетиями принадлежала к высшим слоям города, Микеланджело жил достаточно скромно и, в отличие от других художников его эпохи, никогда не стремился улучшить свое материальное положение. Он сам заботился о своем отце и четырех братьях. В 1488 г. году Микеланджело поступает учиться в мастерскую одного из лучших мастеров Италии — живописца Доменико Гирландайо (1488—1489), затем занимается у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489—1490). Вскоре Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, призвал его к себе во дворец и открыл ему доступ в свои владения, где он смог познакомиться с прекрасной коллекцией произведений античных мастеров. Мальчик практически самостоятельно овладел необходимыми техническими навыками ремесла скульптора. Он лепил из глины и делал копии с произведений предшественников (Джотто, Донателло, Мазаччо и др.). Вскоре он был вызван в Рим. Уже в ранних произведениях — рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (1490—1492) — вырисовываются характерные черты его творчества — монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, преклонение перед красотой человека. В Риме Микеланджело создает статую «Вакх» (1496—1497). В 1501 г. он возвращается во Флоренцию и работает над статуей Давида (1501—1504). Когда статуя была закончена, комиссия, состоящая из знатных горожан и художников, решила установить ее на главной площади города, перед Палаццо Веккио. В 1505 г. папа Юлий II снова призывает Микеланджело в Рим, где ему поручается создание надгробия папы; работы затянулись и были завершены только в 1545 г. Для надгробия был создан ряд статуй, в том числе «Моисея» и знаменитые статуи «Восставший раб» и «Умирающий раб» Самое грандиозное живописное произведение Микеланджело — росписи плафона Сикстинской капеллы Ватикана (1508—1512). В 1520-х гг. мироощущение художника приобретает трагический оттенок. Главный труд этих лет — возведение и украшение статуями церкви Сан-Лорен-цо во Флоренции, усыпальницы рода Медичи (1520—1534). В 1534 г. Микеланджело навсегда переезжает в Рим. В Риме он пишет огромную фреску «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы (1536-1541). Последние тридцать лет его жизни ознаменованы постепенным отходом от скульптуры и живописи и обращением преимущественно к зодчеству и поэзии. Лирика Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом; в ней поднимаются темы любви, гармонии, одиночества. Излюбленные стихотворные формы Микеланджело — мадригал и сонет; при жизни автора они не публиковались, хотя высоко ценились современниками. Первое издание его стихотворений было осуществлено в 1623 г. В произведениях Микеланджело, во многом определивших развитие европейского искусства как XVI в., так и последующих столетий, отразились идеалы Высокого Возрождения. Умер в Риме в 1564 г.
Менандр, древнегреческий драматург, один из создателей новой аттической комедии, родился около 343 до н. э. в Афинах, в богатой аристократической семье. Принадлежал к состоятельной верхушке афинского общества. Отличительной особенностью его произведений было то, что не политика и не высокая гражданственность находились в центре внимания драматурга. В своих сочинениях он изображал обыденную жизнь, главным образом семейные конфликты. На первый план выдвигались такие человеческие недостатки, как скупость, слепая влюбленность, хитрость и т. п. Менандр защищал права женщин и ребенка, обличал уродливые явления быта и сочувствовал рабам. Имена героев Менандра становились нарицательными. Главной человеческой страстью, вокруг которой вращалось действие пьес новой аттической комедии, была любовь, а комический элемент либо отступал на второй план, либо исчезал совершенно. Пьесы этой школы испытали определенное влияние Еврипида. Влияние новоаттической комедии на римскую и через нее — на европейскую драму связано прежде всего с Менандром. Впоследствии они оказали сильное воздействие на таких гигантов европейской драмы, как Шекспир и Мольер. Менандр написал свыше 100 пьес, которые до недавнего времени были известны лишь в многочисленных, но небольших отрывках и по римским переделкам. Афоризмы Менандра были широко известны во всем мире. Умер около 291 г. до н. э.
Маяковский Владимир Владимирович, русский советский поэт, родился в 1893 г. в селе Багдади, в Грузии, в семье лесничего. В 1902—1906 гг. учился в гимназии города Кутаиси. После смерти отца семья переехала в Москву (1906). Маяковский учился в московской гимназии. Общался со студентами-большевиками, вступил в партию. После исключения из гимназии за неуплату за обучение, он поступил в подготовительный класс Строгановского центрального художественно-промышленного училища (ныне — МГХПУ). В 1908 г. вступил в РСДРП, был арестован 29 марта того же года; допросы велись в Пресненской (Оружейный переулок), затем в Сущевской полицейских частях. Со 2 июля 1909 г. полгода содержался в 103-й камере Бутырской тюрьмы, там он начал писать стихи. Выйдя на свободу, Маяковский решает «делать социалистическое искусство». В 1911 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. К 1912 г. относятся первые поэтические опыты, в них прослеживается влияние идей кубофутуристов. В 1910—1913 гг. Маяковский заявил о себе как художник леворадикального модернистского толка. В 1913—1915 гг. в альманахе группы футуристов были опубликованы первые стихотворения — «Ночь», «Утро», «Порт», в 1913 г. была написана и поставлена трагедия «Владимир Маяковский» — своеобразный протест против социальных устоев буржуазного общества. За участие в публичных литературных выступлениях футуристов Маяковский был исключен из училища (1914). Неприятие войны 1914—1918 гг. поэт выразил в цикле стихов. Поэт не оставил своим вниманием и социальные проблемы современного ему общества. Он с безжалостным сарказмом, рассказывал о мерзостях бытия в стихах «Гимн взятке», «Гимн судье», «Гимн ученому». Неприятие основ буржуазного общества характерно и для поэм 1915—1917 гг.: «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек». Маяковский радостно встречает Октябрьскую революцию 1917 г. До Октября у Маяковского не было четкой социальной перспективы. После Октября его стихи приобретают новую социально-эстетическую окраску. Гуманистическая направленность поэзии Маяковского приобрела новое качество. Переехав в марте 1919 г. в Москву, он работает в «Окнах РОСТА» — рисует плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за 3 года создано около 1100 «окон»). В его поэзии 20-х годов появляется лирический герой нового типа: он не отделяет свой внутренний мир от большого мира социальных потрясений, личное тесно переплетается с социальным — «Люблю» (1922), «Про это» (1923), «Письмо Татьяне Яковлевой» (1928) и другие. В результате поездок в капиталистические страны (США, Германия, Франция, Куба и другие) появляются циклы стихов «Париж» (1924—1925) и «Стихи об Америке» (1925—1926).В них Маяковский бросает вызов буржуазному строю. Напряженная работа поэта, а также трагедия в личной жизни привели к тому, что Маяковский в 1930 г. покончил с собой. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Марциал Марк Валерий, древнеримский поэт, мастер эпиграммы. Родился и умер в Бильвилисе, Испания. Происходил из захудалой ветви старинного аристократического рода. В 65 г. прибыл в Рим. Зарабатывал на жизнь, сочиняя на заказ едкие эпиграммы. За свою творческую жизнь выпустил 15 книг эпиграмм. Среди них «Подарки гостям» (Хеша), и «Уносимое» — двустишия к подаркам на празднике. Эпиграммы отличались остроумием, представляя собою изящные поэтические миниатюры, меткие и точные, раскрывающие различные стороны жизни его современников. Мишенью для них часто служили физические уродства, пьянство, лесть и распутство. Произведения Марциала пользовались успехом в средние века, особенно же в эпоху Возрождения. Творчество Марциала высоко ценили в Европе XVII—XVIII вв. Лессинг опирался на Марциала, создавая свою теорию эпиграммы. В России его поклонниками были М. В. Ломоносов, П. А. Вяземский и А. С. Пушкин.
Маркс Карл, основоположник научного коммунизма, учитель и вождь международного пролетариата, родился в 1818 г. в городе Трире, в Рейнской провинции, в семье адвоката-еврея, принявшего христианство. Благодаря влиянию отца, трирского адвоката 1енриха Маркса, а также друга семьи Л. фон Вестфалена, Маркс еще в школьные годы усвоил идеи французского и немецкого Просвещения. В 1830—1835 гг. учился в местной гимназии, затем на юридических факультетах университетов в Бонне и Берлине, где занимался не только правом, но и философией, историей, языками. Особую роль в становлении жизненных приоритетов Маркса сыграла философия Гегеля. В 1841 г., находясь под влиянием гегельянства, Маркс защитил диссертацию «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» и ему была присвоена степень доктора философии. После окончания Боннского университета он стал сотрудником, а через полгода и редактором «Новой Рейнской газеты», которая за радикальные настроения вскоре была закрыта. 17 марта 1843 г. Маркс покинул пост редактора. Май — октябрь 1843 г. он провел в Крейцнахе. 19 июня он женился на Женни фон Вестфален. Вскоре 1843 г. Маркс уехал в Париж, где издавал «Немецко-французский ежегодник». Вскоре там были опубликованы его небольшие работы и статьи Энгельса, с которым Маркс познакомился летом 1844 г. В 1845 г. вышел их первый совместный труд «Святое семейство, или Критика критической критики». В начале 1845 г. Маркс переехал в Брюссель, где совместно с Энгельсом была написана книга «Немецкая идеология», содержавшая основные принципы исторического материализма. В начале 1847 г. руководители «Союза справедливых» обратились к Марксу и Энгельсу с предложением о реорганизации союза. В июне 1847 г. в Лондоне при участии Энгельса состоялся 1-й конгресс, положивший начало первой международной партии пролетариата — Союзу коммунистов. Первым программным документом марксизма стал «Манифест Коммунистической партии», написанный Марксом и Энгельсом (1848) и сыгравший роль коммунистического евангелия в социалистическом и рабочем движении ХГХ—XX вв. Революция 1848—1849 гг. явилась первой исторической проверкой марксизма. Высланный 4 марта 1848 г. из Бельгии, Маркс переехал в Париж, где сформировал новый ЦК Союза коммунистов, основал клуб немецких рабочих с целью возвращения немецких эмигрантов на родину. В начале апреля он выехал в 1ерманию и 11 мая прибыл в Кельн. С 1 июня 1848 г. по 19 мая 1849 г. здесь под его редакцией выходила ежедневная «Новая Рейнская газета». Прусские власти неоднократно пытались возбудить судебное преследование против Маркса В мае 1849 г. правительство добилось прекращения выпуска газеты. После чего Маркс в начале июня выехал в Париж, чтобы установить связи с французскими демократами. 24 августа 1849 г. он был вынужден переехать в Великобританию. В 1863—1865 гг. Маркс создал рукопись на основе предыдущих теоретических книг. Она была издана в сентябре 1867 г., как 1-й том «Капитала». Главное его содержание — раскрытие экономического закона современного ему общества. Над последующими томами Маркс работал до конца жизни, создавая все новые рукописные варианты 2-го тома и дополнения к той части рукописи, которая освещала проблемы 3-го тома. Однако оба эти тома были изданы Энгельсом лишь после смерти Маркса. Маркс играл руководящую роль в международном рабочем и социалистическом движении. Не было ни одного революционного выступления во второй половине 1860-х — начале 1870-х гг., которое не испытало бы на себе влияния 1-го Интернационала. Умер в 1883 г. в Лондоне.
Марк Твен (псевдоним; настоящее имя — Сэмюэл Ленгхорн Клеменс), американский писатель. Родился в 1835 г. в деревне Флорида, штат Миссури, в семье судьи. Детство провел в городке Ханнибал на реке Миссури. Когда его отец умер, он оставил школу и стал работать наборщиком в местных газетах. С 18 до 22 лет скитался по стране, затем стал лоцманом на Миссисипи. В 1861 г. Твен уехал на Дальний Запад, где был старателем на серебряных рудниках Невады и золотоискателем в Калифорнии. В это же время он попробовать себя в роли репортера газеты в Виргиния-Сити, где опубликовал ряд юмористических очерков и рассказов. В 1865 г. он отправился на пароходе в Европу и Палестину, посылая с дороги юмористические репортажи. Широкую известность получил рассказ Твена на фольклорный сюжет «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865). Посетив Францию, Италию, Грецию, Турцию, Крым и Святую Землю, возвратился в США. В 1869 г. издал сборник путевых очерков «Простаки за границей», который имел громадный успех. В 1872 г. вышла автобиографическая книга «Закаленные» о людях и нравах Дикого Запада. Через три года Твен выпустил сборник своих лучших рассказов — «Старые и новые очерки», после чего его популярность еще более возросла. В 1876 г. он опубликовал «Приключения Тома Сойера», и т. к. книга имела грандиозный успех, в 1885 г. он издал продолжение: «Приключения 1екльберри Финна». Между двумя этими романами Твен выпустил еще одну автобиографическую книгу — «Жизнь на Миссисипи» (1883). Всю жизнь Твена занимала проблема средневековья. Иерархическое общество прошлого представлялось ему гротескным. В 1882 г. он опубликовал повесть «Принц и нищий», а в 1889 г. увидел свет остропародийный роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». В начале 90-х гг. в жизни писателя настала тяжелая пора. Крах его издательской фирмы (1894) вынудил Твена много работать, предпринять годовое путешествие вокруг света (1895) с чтениями публичных лекций. Новый удар нанесла смерть дочери. Многие страницы, написанные Твеном в последние два десятилетия его жизни, пропитаны чувством горечи. Умер в 1910 г. в Рад-динге, штат Коннектикут.
Марк Аврелий, римский император, родился в 121 г. Сын претора Анния Вера, вырос в Риме в кругу, близком к императору Адриану. В 138 г. был усыновлен Антонином Пием, который был его предшественником на троне (правил в 138—161 гг.), который не только не противопоставлял себя сенату, но и опирался на него в своей деятельности. После Пия Марк Аврелий первое время правил совместно с Луцием Веером, умершим в 169 г. Став единовластным владыкой Римской империи, подобно Пию, опирался на сенаторское сословие и во внутренней политике стремился к упорядочению законодательства и бюрократического аппарата. Марк Аврелий известен как высоконравственный, гуманный, хорошо образованный человек. По своим философским взглядам был убежденным и непреклонный стоиком, ненавидевшим насилие и войны, но по иронии судьбы беспрерывно воевавший. С 162 г. (после вторжения парфян в Сирию) по 166 г. вел войну с парфянами, окончившуюся восстановлением протектората над Арменией и захватом Месопотамии; с 166 по 180 гг. — т. н. Маркоманскую войну с вторгшимися в придунайские провинции германцами и сарматами. Постоянные войны привели к ослаблению империи, вызвали эпидемии и обнищание населения. Будучи последователем стоической школы, Аврелий в философском сочинении «Наедине с собой» выражал стремление к моральному самоусовершенствованию и неверие в возможность совершенствования политического строя. Умер в 180 г.
Манн Томас, немецкий писатель. Брат Генриха Манна, родился в 1875 г. в Любеке в семье богатого зерноторговца. Позднее семья переехала в Мюнхен, там Томас окончил среднюю школу и занялся журналистикой, собираясь последовать примеру своего старшего брата, уже ставшего начинающим писателем. Вскоре Манн получает место редактора сатирического еженедельника «Симплициссимус» и в 1898 г. выпускает сборник опубликованных в нем рассказов «Маленький господин Фридеман». Известность принес Манну уже первый роман «Будденброки» — обширное повествование о судьбе четырех поколений любекского патрицианского рода, завершившаяся их полным крахом. В 1924 г. вышел роман «Волшебная гора», в нем дана картина идейной жизни буржуазного общества в канун Первой мировой войны 1914—1918 гг. Роман завоевал мировое признание. В 1929 г. Манну была присуждена Нобелевская премия. В 1930 г. он выпустил роман «Марио и волшебник», в котором в образе продажного гипнотизера легко угадывался Гитлер. Во 2-й половине 20-х годов он активно выступает как критик и публицист. С 1933 г., после прихода к власти нацистов, Манн жил в эмиграции в Швейцарии, с 1938 г. в США. Гуманизм, противопоставленный фашистскому варварству, находит отражение в романе об И. В. Гёте «Лотта в Веймаре» (1939). В 1933—1943 гг. работал над тетралогией на библейский сюжет «Иосиф и его братья». В 1943 г. Манн начал работу над романом «Доктор Фаустус» (1947) — самым значительным произведением данного периода. Это роман о духовных истоках всего того, что привело к возникновению германского фашизма. Последний роман «Приключения авантюриста Феликса Круля» (1954) Манн посвятил проблеме конфликта между художником и обществом, утверждая, что художник может обманывать мир, но не изменять его. Последние годы жизни Т. Манн провел в Швейцарии, в Цюрихе. Умер в 1955 г.