Лукиан Самосатский, выдающийся греческий писатель-сатирик, родился в Сирии около 125 г. в семье мелкого ремесленника. Изучив греческий язык, он обучался риторике и другим наукам; был скитающимся софистом. В качестве странствующего ритора, Лукиан исходил Малую Азию, Грецию, Македонию, Италию и Галлию, произнося речи на торжественные случаи, чаще всего в Олимпии. К этому периоду относятся его софистические декламации «Похвала мухе», «Спор букв» и др., в которых, уже чувствуется сатирический талант автора. Вскоре Лукиан увлекается философией. С 165 г. он поселяется в Афинах. В 165—180 гг. в Афинах Лукиан создал свои лучшие произведения. Основной жанр — сатирический диалог, написанный классически ясным языком, остроумный, пародирующий некоторые мифологические сюжеты, полемичный; речь персонажей изобилует шутками. В наиболее зрелых сочинениях Лукиана можно заметить влияние идей демократической философии киников и популярных идей стоиков (так называемые менипповы диалоги — «Менипп», «Пир», «Разговоры богов»). Антирелигиозность и социальная острота сатиры были причиной того, что в античном мире Лукиан был не слишком популярен. До нас дошло 82 произведения Лукиана (сатирические диалоги, рассказы, памфлеты, пародии), из которых, однако, 30 не признаются подлинными. Первые его сочинения носят чисто софистический характер («Тираноубийца», «Похвала мухе», «Похвала отечеству», «Сон» и другие). Но скоро он разочаровывается в риторике. Оставив риторику, Лукиан обращается к философии, но и здесь не может примкнуть ни к одной системе. Язык Лукиана отличается разнообразием гибкостью и тонкостью, полной приспособленностью к выражению и колкой иронии и злой насмешки. В «Диалогах богов», «Хароне», «Мениппе» заметна тонкая насмешка над народной верой. Более явная критика богов встречается в диалогах «Зевс тра-гед» и «Зевс уличаемый». В диалогах, посвященных философам последние изображены в виде настоящих карикатур. В своих сатирических диалогах Лукиан серьезную диалектику умело оживил легким юмором комедии, высмеивая все слабости эпохи: суеверия, пара-зитирование богачей, ханжество философов, безвкусие грамматиков. Основная черта его творчества — защита чистоты и красоты эллинизма от ханжей и полуварваров. Враждебен христианству Лукиан был лишь потому, что смотрел на него как на одну из новых философских сект. Умер около 190 г. в Египте.
Лукан Марк Анней, римский поэт-эпик, родился в 39 году в Кордове, Испания, в богатой и знатной семье. Получил в Риме общее и специально ораторское образование. Приходился племянником Сенеке Младшему. Благодаря положению своего дяди при дворе Нерона, Лукан стал приближенным Нерона. Единственное сочинение Лукана — историческая поэма в 10 книгах — «Фарсалия, или О гражданской войне» посвящено описанию событий 49—47 гг. до н. э., когда войска Цезаря, установившего в Риме демократическую диктатуру, и лидера аристократии, республиканца Помпея боролись друг против друга. Кульминацией поэмы является рассказ о битве при Фарсале, окончившейся победой Цезаря. Поэма проникнута настроениями сенаторской оппозиции, считавшей, что победа Цезаря означала гибель римской свободы. Философская основа поэмы — учение стоиков; трагический пафос, риторика, нагнетание ужасов определяют выразительность и напряженность ее стиля. По политической ориентации Лукан был убежденным сторонником сенатской оппозиции, поэтому участвовал в придворном преторианском заговоре против Нерона, и по его приказу (как и Сенека) покончил самоубийством — молодой поэт вскрыл себе вены.
Лопе Вега Карпьо Феликс де (Лопе де Вега), испанский драматург, деятельность которого относится к так называемому «золотому веку» испанской литературы, родился в 1562 г. в Мадриде в семье ремесленника. Лопе де Вега сначала учился в школе ордена иезуитов, затем в Мадридском университете права. С ранних лет он обнаружил недюжинные творческие способности (в 10-летнем возрасте перевел в стихах «Похищение Прозерпины» Клавдиана), а в 12 лет создал свою первую пьесу. Учился в университете в Алкале. В 1588 г. принял участие в походе «Непобедимой армады», после поражения которой поселился в Валенсии. Здесь он написан ряд драматических произведений, чтобы заработать деньги на пропитание своей семье. В 1589 г. Лопе де Вега установил связи с местным театром и начал одну за другой ставить на его сцене свои ранние пьесы, сразу же обретя известность крупного и талантливого драматурга. В 1593 г. им была написана одна из наиболее популярных его пьес «Учитель танцев». В 1595 г. Лопе де Вега возвратился в Мадрид и был принят при королевском дворе, состоял секретарем у герцога Альбы (1590), маркиза Малвпика (1596) и герцога Лемосского (1598). Его близким другом и покровителем до самой смерти (1605—1635) оставался герцог де Сесса. Живя в Мадриде, Лопе де Вега написал около 2000 пьес (из которых издано около 500). Иногда он писал свои пьесы за один день. За поэму «Трагическая корона» (1627), посвященную возвеличению Марии Стюарт, папа Урбан VIII наградил его титулом доктора теологии. В 1614 г. Лопе де Вега принял сан священника. Причиной этому стала, главным образом, смерть его сына в 1612 г. На следующий год вслед за сыном умерла вторая жена. На этом несчастья, преследующие писателя не прекратились: одна дочь ушла в монастырь, другая убежала из дома с любовником. Но личные проблемы и несчастья никак не отразились на интенсивности его работы. Он критиковал тиранию королевской власти в пьесах «Кровь невинных» (1623), «Звезда Севильи» (1623), «Наказание — не мщение» (до 1635) и активно провозглашал право народа на месть феодалам: «Саламейский алькальд» (1610), «Периваньес и командор Эканьи» (1614), «Овечий источник» (1612-1613). В качестве альтернативы он изображал идеальных правителей, пекущихся о благе народа: «Король Вамбо» (1604), «Граф Фернан Гонсалес, или Освобождение Кастилии» (1625). Но главное место в творчестве Лопе де Веги занимают комедии о любви: «Собака на сене» (1614—1615), «Девушка с кувшином» (до 1627), «Раба своего возлюбленного» (около 1625). Литературное наследие Лопе де Вега включает также более 20 поэм и романы «Аркадия» (1598), «Странник в своем отечестве» (1604) и «Доротея» (1632). Пьесы Лопе де Веги стали классическим образцом испанской национальной драмы эпохи Возрождения, и оказали огромное влияние на развитие всей европейской драматургии. Умер в Мадриде в 1635 г.
Лондон Джек (псевдоним; настоящее имя — Джон Гриффит), американский писатель, родился в 1876 г. в Сан-Франциско. Детство провел в семье отчима, разорившегося фермера. Окончил начальную школу, после чего стал рабочим. В юности успел сменить несколько случайных профессий. В семнадцать лет стал моряком и ушел в плавание к берегам Японии простым матросом. Вернувшись в США, оказался безработным. В 1894 г. примкнул к походу безработных на Вашингтон; месяц просидел в тюрьме за бродяжничество, но не оставлял мысли о получении образования, много читал и размышлял о прочитанном. В 1895 г. вступил в Социалистическую рабочую партию США; в 1901—1916 гг. член Социалистической партии США. Самостоятельно подготовился и успешно сдал экзамены и -в 1896 г. поступил в Калифорнийский университет, но ушел из него после 3-го семестра, так как ему не чем было платить за обучение, после чего отправился на Аляску, захваченный «золотой лихорадкой». В 1899 г. начал публиковать «северные рассказы», вошедшие в сборники «Сын волка» (1900), «Бог его отцов» (1901), «Дети мороза» (1902) и другие, к которым тематически примыкают роман «Дочь снегов» (1902) и талантливые повести о животных «Зов предков» (1903) и «Белый клык» (1906). Благородство, экзотика и авантюрные приключения отличают произведения на «морскую» тему, где, впрочем, сохранились неизжитые противоречия в мировоззрении писателя. Роман «Морской волк» (1904) — сложное, неоднозначное произведение, содержащее осуждение ницшеанской философии «сверхчеловека». Большой разоблачительной силы достигает критика экспансионистской политики американского империализма в сборнике «Рассказы южных морей» (1911). Лондон — мастер репортажа, документального очерка; несколько раз был корреспондентом на театрах военных действий. Приветствовал русскую революцию 1905—1907 гг., он ездил с лекциями по стране, выступая перед рабочей и студенческой аудиторией; опубликовал цикл статей о классовой борьбе в США, которые были позднее объединены в сборники «Война классов», (1905) и «Революция» (1910). В период спада революционных настроений и наступления реакции в США Лондон пишет роман «Мартин Иден» (1909) После 1910 г. он отходит от политической деятельности. Произведения этих лет — «Время не ждет» (1910), «Лунная долина» (1913), «Маленькая хозяйка большого дома» (1916), «Сердца трех» (1920) — попытка представить «возвращение к природе» как разрешение всех социальных проблем. Умер в 1916 г. в Глен-Эллене, близ Сан-Франциско.
Лонгфелло Генри Уодсуорт, американский поэт, родился в 1807 г. в Портленде, штат Мэн, в пуританской семье выходцев из Англии. Отец его был видным юристом и депутатом Конгресса. Мальчик рано начал писать стихи. Когда ему было всего тринадцать лет, в газете появилась его первая публикация. Окончив Боудойнский колледж Гарвардского университета, Лонгфелло уехал в Европу, где еще три года занимался глубоким изучением литературы и новых языков. По возвращении занял кафедру новых языков в Гарварде, которую не оставлял до 1854 г. Свою литературную деятельность начал сентиментально-романтической книгой путевых заметок: «За океаном» (1835), но далее целиком отдался поэзии, выпустив несколько сборников стихотворений: «Ночные голоса» (1839), «Стихи о рабстве» (1842), «Баллады и другие стихи» (1842) и сборников переводов «Поэты и поэзия Европы» (1846). Эти книги обеспечили ему прочный успех в широких читательских кругах Америки и Англии. Лирика Лонгфелло, беспретенциозная, но не лишенная изящества, была поэтическим выражением умеренного оптимистического идеализма. Евангелие оттесняло философию. Борьба против неравенства общественного строя подменялась проповедью нравственного самосовершенствования. Драматические произведения Лонгфелло, разрабатывающие средневековые сюжеты, представляют очень малый художественный интерес. Но наиболее значительным опытом Лонгфелло в области эпоса была «Песнь о Гайавате», эпическая поэма, построенная на материале индейского фольклора, в ней смешаны элементы мифологии двух различных индейских племен. Поэма имела громадный успех в Америке и Европе. Через 4 месяца она уже вышла в немецком переводе. В настоящее время она переведена на все европейские языки (полный русский перевод принадлежит Бунину). После создания этого эпического произведения Лонгфелло написал «Рассказы придорожной гостиницы» (1863), где, используя традиции Боккаччо и Чосера, легко и остроумно поведал о жизни современной ему Америки. Популярность Лонгфелло очень велика и до наших дней в Америке и в Англии. Умер в 1882 г. в Кембридже, США.
Ломоносов Михаил Васильевич, первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, реформатор русского языка; первый русский академик Петербургской Академии наук (1745), член Академии художеств (1763) и отец новой русской литературы, родился в 1711 г. в деревне Денисовка, неподалеку от села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора. В декабре 1730 г. Ломоносов отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию, в 1735 г. переведен в Санкт-Петербург в Академический университет, а с 1736 по 1742 г. учился в Германии под руководством Вольфа, позже в Фрейберге изучал у Гёнкеля химию и металлургию. Вернувшись на родину, он в январе 1742 г. был определен в академию адъюнктом физики, а в 1745 г. стал первым русским профессором химии. В 1746 г. Ломоносов первым в России начал читать лекции по физике на родном языке. С 1753 г. его научная деятельность становится чрезвычайно разнообразной: Ломоносов занимается оптикой и изобретает «ночезритель-ную трубу» и «отражательный», то есть зеркальный, телескоп; занимаясь минералогией и геологией, приходит к выводу о закономерности эволюции в природе. Он развил атомно-молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о свете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на планете Венера. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Именно Ломоносов возродил искусство мозаики и производство смальты и вместе с учениками создал великолепные мозаичные картины, самой известной из которых является «Полтавская баталия». В 1755 г. Ломоносовым разработан устав московского университета, в 1759 г. он занимался устройством гимназии и университета при академии. Его «Ода Фенелона» (1738), седа на взятие Хотина (1739) (ко второй приложено «Письмо о правилах российского стихотворства»), ряд похвальных и духовно-нравственных од, трагедии «Тамира и Селим» и «Демофонт», неоконченная поэма «Петр Великий» и др. произведения положили начало созданию нового поэтического и литературного языка. Исследования и рассуждения на естественно-научные темы создали научный язык и терминологию. Система нового языка была им теоретически обоснована в «Российской грамматике» (1755). В 1757 г. в типографии Московского университета издано его собрание сочинении. Весной 1765 г. Ломоносов простудился и 4(15) апреля скончался. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Ленинграде.
Локк Джон, английский философ и политический мыслитель, положивший начало эмпиризму в психологии, родился в 1632 г., в Рингтоне в семье диссидентов-пуритан. Дома Локк получил строгое религиозное воспитание. Окончив школу в Вестминстере, он поступил в Оксфордский колледж, где остался после окончания, и преподавал древнегреческий язык, параллельно занимаясь углубленным изучением медицины. В 1667 г. Локк стал домашним врачом, а затем и секретарем лорда Эшли, графа Шефтсбери, что подтолкнуло его к активной политической деятельности. В 1668 г. он был избран членом Лондонского Королевского общества. В 1683 г., опасаясь преследований могущественных политических противников, Локк эмигрировал в Голландию, где близко сошелся со штатгальтером страны Вильгельмом Оранским. Когда в 1688 г. Вильгельм стал королем Англии, Локк в следующем же году возвратился на родину. С 1691 г. он жил в Отсе, в поместье Мэшем, занимаясь в основном литературной работой. Здесь было закончено главное философское сочинение Локка — «Опыт о человеческом разуме», — над которым он работал около двадцати лет. Этот труд был посвящен анализу человеческого познания — его происхождения, видов и человеческих возможностей в данной сфере умственной деятельности. В центре философии Локка стоит его теория познания, которую он строил в традиции английского эмпиризма. «Опыт о человеческом разуме» посвящен рассмотрению происхождения, видов и возможностей человеческого познания. Теория Локка строится на том, что не существует врожденных идей и принципов — ни теоретических, ни практических (нравственных), включая и идею бога, а все человеческое знание проистекает из опыта. Локк видит источник нашего познания исключительно во внешнем (ощущение) и внутреннем опыте (восприятие внутренних явлений). Локк выступал против религиозного фанатизма различных сект и настойчиво призывал к веротерпимости. В своем сочинении «Разумность христианства» (1695) он в духе протестантизма старался отделить «подлинное» учение Христа от последующих видоизменений. Кроме того, Локк оставил ряд трудов по педагогике и государственному праву. Его идеи оказали сильное воздействие на английских и французских философов. Умер в Отсе в 1704 г.
Лихтенберг Георг Кристоф, немецкий писатель, публицист и ученый, Почетный член Петербургской АН (1795), родился в 1742 г. в городе Оберрам-штадте в семье бедного протестантского пастора. Он окончил обычную латинскую школу и поступил в Геттингенский университет на физико-математический факультет, в котором с 1769 г. был профессором физики. Исследовал искровой разряд на границе раздела твердого диэлектрика и газа. С 1764 г. Лихтенберг начинает издавать «афоризмы», которые публиковал до конца своей жизни, — это своего рода записки общественно-политического, философского, литературного и бытового характера, которые характеризуют его, как выдающегося представителя позднего немецкого Просвещения, убежденного противника социального неравенства и политической раздробленности Германии. Лихтенберг был сторонником Великой французской революции, поборником демократического, реалистического искусства. В «Афоризмах» Лихтенберг также выступил противником крепостного права, отстаивал реалистическое искусство. Его заслуженно считают одним из выдающихся мастеров просветительскогоафоризма, умевшего облекать свои мысли в форм) иронического парадокса. Перу Лихтенберга принадлежат памфлеты против физиологических измышлений швейцарца И. К. Лафатера, допускающего, по мнению Лихтенберга, в своих трудах мешанину из безграмотности и различных суеверий. Не менее критически он отнесся и к чрезмерной сентиментальности писателей «Бури и натиска». Вершиной его просветительной сатиры считаются — «Подробные объяснения к гравюрам по меди Хогарта» (1794—1799) и «Надписи к гравюрам по меди Ходовецкого». Умер в 1799 г. в Геттингене.
Линкольн Авраам, государственный деятель США, родился в 1809 г. в поселке Ходженвилл, штат Кентукки, в семье бедного фермера, потомка первых переселенцев-пуритан. Родители Линкольна переехали в штат Индиана, когда мальчику было восемь лет, и Авраам стал упорно заниматься самообразованием, поскольку школы поблизости не было. С юношеских лет он работал поденщиком на окрестных фермах, был плотогоном, лесорубом, землемером, почтовым служащим. С ранних лет он помогал отцу строить дом, рубить лес, работать на огороде, в поле, охотиться. В 1830 г. семья переехала еще дальше на запад — в Иллинойс, где Линкольн был и почтальоном, и плотником на богатых фермах, но по-прежнему все свободное время он отдавал чтению. Он был избран в законодательное собрание штата Иллинойс, сдал экзамен на адвоката. В 1836 г. Линкольн стал адвокатом. Честность и неподкупность, острый ум и блестящие ораторские способности привели к быстрому росту его авторитета. В 1847 г. его избрали в Конгресс США. В 1854 г. он стал одним из организаторов республиканской партии, возникшей в борьбе с рабовладельческой олигархией Юга. В Конгрессе США Линкольн показал себя убежденным сторонником расширения гражданских и политических прав широких народных масс, предоставления избирательных прав женщинам. Деятельность Линкольна отражала интересы прогрессивных кругов буржуазии Северных штатов и мелкобуржуазных элементов страны. Он выступал за расширение гражданских и политических прав народных масс, ратовал за предоставление избирательных прав женщинам. Будучи решительным противником рабства, он стоял за освобождение рабов и выступал против попыток распространения рабовладельческой системы на всю территорию США. В 1860 г. Линкольн был избран президентом США. Несмотря на умеренную программу Линкольна в вопросе о рабстве, его избрание стало сигналом к отделению Южных рабовладельческих штатов от Союза и к началу Гражданской войны в США 1861—1865 гг. На нервом этапе войны Линкольн считал, что ее цель — разгром мятежников-рабовладельцев и восстановление единства страны. Позднее он изменил свою позицию и провел ряд мероприятий по переходу к революционным методам ведения войны. В мае 1862 г. был принят закон о гомстедах, по которому любой гражданин страны, достигший 21 года и не воевавший на стороне Юга, мог получить земельный надел (не более 65 га). 1 января 1863 г. стала законом его прокламация об освобождении рабов-негров. Все это в конечном итоге привело к победе Севера над Югом. В 1864 г. Линкольн был переизбран президентом США на 2-й срок. 14 апреля 1865 г. он был смертельно ранен актером Дж. Бутсом, агентом рабовладельцев и их союзников в Северных штатах.
Ливии Тит, древнеримский историк, родился в богатой семье в 59 г. до н. э. в городе Патавиум (ныне Падуя). Получил в юности прекрасное образование и всю жизнь занимался литературным трудом. Около 31 г. до н. э. Ливии поселился в Риме, там он сблизился с кружком Мецената и пользовался покровительством императора Августа. Он совершенно не интересовался политикой и игнорировал любую политическую деятельность. Его целиком занимала работа над «Анналами», ставшими главным произведением античной истории. Это крупнейшее историческое произведение содержало в себе историю Рима от легендарного основания города до 9 до н. э. Работе над «Анналами» заняла 45 лет. В «Анналах», составляющих 142 книги, Ливии привел подробнейшее описание истории Рима. К сожалению, до нас полностью сохранившимися дошло лишь 35 книг (описание событий до 293 г. до н. э. и 218—168 гг. до н. э.), остальные же известны в кратком переложении. Но, несмотря на это, «Анналы», названные при позднейшем их воспроизведении «Римской историей от основания города», представляют собой величайшую ценность в культуре античности. Ливии не исследовал римскую историю, а излагал ее, беспристрастно заимствуя материал у римских анналистов и эллинистических авторов, перенося в древность черты современного ему римского государственного строя. По своим философским воззрениям он близок к стоицизму. Современники и последующие поколения видели в труде Ливия образец исторического труда, а в самом авторе — «римского Геродота». Умер в 17 г. н. э.