Лец Станислав Ежи, польский поэт, родился в 1909 г. во Львове в семье интеллигентов. Юность провел в Вене. Окончил юридический факультет Львовского университета (1933), в этом же году вышла первая книга его стихов «Цветы», затем сатирические сборники «Зоосад» (1935) и «Патетические сатиры» (1936). Работал редактором журнала «Левый». В 1941 г. был заключен в фашистский концлагерь, в 1943 г. бежал из него и стал офицером Польской народной армии, участвовал в Движении Сопротивления; в 1944— 1945 гг. — офицер Войска Польского. По окончании войны стал главным редактором сатирического журнала «Шпильки». В 1946—1948 гг. опубликовал книги «Полевой блокнот», «Прогулки циника», «Жизнь — это фрашка». Его поэзию отличает интерес к морально-философской проблематике парадоксальность образов и суждений, которая наиболее характерна для его сатир. В 1946—1952 гг. был пресс-атташе польского посольства в Австрии, затем в Израиле. Впечатления от пребывания в Израиле и тоска по родине нашли отражение в книге «Иерусалимская рукопись». Возвратившись в Варшаву, Лец опубликовал сборникиафоризмов, сентенций и эпиграмм «Непричесанные мысли» (1957), «Смеюсь и спрашиваю, как пройти» (1959). Глубиной философских и художественных обобщений отмечена поздняя лирика Леца: сборники «Авелю и Каину» (1961), «Объявление о розыске» (1963), «Поэмы, готовые к прыжку» (1964). Последним прижизненным изданием Леца был сборник циклов сатирических стихов, эпиграмм и афоризмов «Новые непричесанные мысли». В творческом наследии Леца есть и переводы на польский язык стихов Гейне и пьес Брехта. Умер в 1966 г. в Варшаве.
Лессинг Готхольд Эфраим, знаменитый немецкий писатель-драматург, один из крупнейших представителей литературы европейского Просвещения, теоретик искусства и литературный критик-просветитель, основоположник немецкой классической литературы, родился в 1729 г. в саксонском городе Каменце в семье пастора. Рано начал писать стихи и пьесы. Окончив школу, учился в Лейпцигском университете (1746—1748) на физико-математическом факультете. В 1748 г. он переезжает в Виттенберг, где учится в местном университете, а окончив его, оказался в Берлине, где сблизился с просветителями Мендельсоном и Николаи. Его интересы и душевные склонности, как и прежде, принадлежали поэзии и драматургии, и потому друзьями его юности были не ученые, а люди театрального мира. При их содействии он поставил свою юношескую пьесу «Молодой ученый». Активно занимается переводами, сотрудничает в газете. В 1751 г. в Виттенберге получает звание магистра. Отказавшись от какой-либо службы, он вел независимое существование полуголодного свободного литератора, из-под пера которого выходили критические статьи и пьесы, лейтмотивом которых является отстаивание гуманности и веротерпимости. Не случайна например его антипатия к официальным должностям — государственная служба неминуемо накладывает обязательства, лишающие человека независимости. Так в Бреславле (1760— 1765) он отказался от очень выгодного места, объясняя свой отказ тем, что «король прусский платит только тем, кто согласен отречься от своей независимости». По этой же причине он отказался и от профессуры в Кенигсберге. К художественному творчеству Лессинг обратился сравнительно рано. Когда он писал рецензии для «Берлинской привилегированной газеты», то был уже довольно известным писателем, автором ряда комедий («Молодой ученый» (1747), «Мизоген», «Старая дева» (1748), «Евреи», «Вольнодумец» (1749) и «Клад» (1750), написанных в манере Мольера — Мариво — Детуша, ряда басен, од, дидактических стихотворений, эпиграмм и анакреонтических песен. В 1755 г. он создает первую в Германии семейную «мещанскую» драму — пьесу «Мисс Сара Сампсон», — принесшую Лессингу известность. С 1759 до 1765 г. он издает «Письма, касающиеся новейшей литературы», которые произвели огромное впечатление на литературную богему Германии и обеспечили Лессингу место во главе немецкой журналистики. В 1760 г. Лессинг становится секретарем при губернаторе Силезии. В 1766 г. он пишет трактат «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», в котором обосновывается учение о развитии и полноте отражения жизни, являющейся первоосновой искусства. В 1767—1769 гг. Лессинг участвует в организации Гамбургского национального театра, положив своими отзывами на спектакли начало новой эпохи в истории развития немецкой театральной критики. С 1770 г. он заведует Вольфенбюттельской герцогской библиотекой. Это наиболее тяжелый период в его жизни. С ним тесно связано замечательнейшее произведение Лессинга. — трагедия в прозе «Эмилия Галотти» (1772), изображавшая преступления самодержавного итальянского князька, готового ради обладания понравившейся ему девушкой убить ее жениха. Трагедия стала открытым вызовом немецкому княжескому деспотизму. Последнее десятилетие жизни Лессинг проводит в изматывающей борьбе с церковной ортодоксией, с помощью которой абсолютизм душил любые проявления свободомыслия. Умер в 1781 г. в Брауншвейге.
Лермонтов Михаил Юрьевич, русский поэт, родился в Москве 2 октября 1814 г. Отец его, Юрий Петрович, был бедным пехотным капитаном в отставке. Мать, Мария Михайловна, происходила из знатной семьи. Когда ребенку не было еще трех лет, в 1817 г., она умерла. Впоследствии Лермонтов говорил: «В слезах угасла мать моя»; всю жизнь не мог он забыть, как мать пела над его колыбелью. Детство Лермонтов провел в поместье бабушки, Е. А. Арсеньевой, в селе Тарханы Пензенской губернии. Бабушка души не чаяла в маленьком внуке и окружала мальчика любовью и заботами. Ребенок родился болезненным, и все детство страдал золотухой. Не имея возможности проводить время и играть с другими детьми, Миша сам придумывал себе разные забавы: воображение стало для него новой игрушкой. Он был очень романтичным и развитым ребенком, однако, раннее развитие стало для Миши источником огорчений: никто из окружающих не только не был в состоянии понять «грезы его души», но даже не замечал их. В 10 лет его повезли на Кавказ, на воды, там он впервые сильно влюбился. Первая любовь и впечатления Кавказа навсегда останутся в сердце будущего поэта. «Горы кавказские для меня священны», — позже писал Лермонтов. Позже Лермонтов несколько лет учится в московском университетском пансионе (с 1827 г.) , а с сентября 1830 г. — он становится студентом Московского университета, «нравственно-политического отделения», затем «словесного» отделения. Университетские годы оказались в высшей степени плодотворны для реализации творческого потенциала поэта. С 1832 г. Лермонтов учился в школе гвардейских подпрапорщиков, откуда вышел корнетом лейб-гвардии гусарского полка, дислоцированного в Царском Селе. Накануне вступления в школу Лермонтов пишет стихотворение «Парус». «Мятежный» парус, «просящий бури» в минуты невозмутимого покоя — это все та же с детства неугомонная душа поэта. Мятущийся гений поэта, как и прежде, то бросается с головой в пламя страстей, отдаваясь со всей пылкостью молодости любовным порывам, то погружается в мрачное уныние, граничащее с настоящей депрессией. В это время он пишет драму «Маскарад». В 1837 г. за свое стихотворение, написанное на смерть Пушкина, поэт сослан на Кавказ, но 1838 г. он вновь возвращается в Санкт-Петербург. Очередная дуэль (на этот раз с сыном французского посла Баранта) привела к новой ссылке в действующую армию на Кавказ. Как участник тяжелого сражения при р. Валерки в Чечне он дважды представлялся к наградам, но царь отклонил эти представления.» Стихи Лермонтова стали регулярно появляться в печати. Большой успех имела историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича...» (опубликована в 1838 г. без имени автора, не пропущенного цензурой). Два года, проведенные в Петербурге (1838—1840), — время расцвета его таланта — один из наиболее плодотворных периодов в творчестве. Он пишет множество произведений: поэму «Мцыри», стихи «Поэт», «Завещание». В последние месяцы жизни Лермонтов создал свои лучшие стихи — «Родина», «Утес», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Последнее произведение поэта — «Пророк». Лермонтовский романтизм, далекий от всякой созерцательности, наполнен трагически обостренным чувством, напряженной мыслью; при этом он включает элементы реалистического видения мира, постепенно занимавшие все большее место в его поэзии. Погиб на дуэли с Мартыновым в 1841 г.
Леонардо да Винчи, знаменитый итальянский живописец, искусный архитектор, инженер, техник, ученый математик, анатом, музыкант и скульптор, родился в 1452 г. в семье богатого флорентийского нотариуса в маленьком городке Винчи, близ Флоренции. С 15 лет учился живописи у знаменитого художника Верроккьо и, еще будучи учеником, превзошел в мастерстве своего учителя. В юности Леонардо сблизился с астрономом Тосканелли, который привил ему огромный интерес к астрономии, математике и физике. Уже первые его полотна — «Благовещение», «Мадонна Бенуа», «Поклонение волхвов» — дали понять, что в Италии появился великий художник. В это же время он глубоко и досконально изучает анатомию человека и животных, занимается механикой, архитектурой, созданием различных приборов. Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как писатель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики. В начале 80-х гг. XV в. Леонардо переезжает в Милан, ко двору герцога Людовико Моро, там он активно изучает военное дело, гидротехнику и занимается устройством придворных фейерверков. Он работает над созданием летательного аппарата, подводного колокола, прототипов геликоптера и подводной лодки. В 1499 г. Леонардо живет в Венеции, затем во Флоренции, в 1514 г. в Риме. По всему пути своего следования Леонардо оставляет изумительные по силе и красоте картины и настенные росписи. Около 1503 г. во Флоренции он создает знаменитую картину «Мона Лиза», более известную как «Джоконда». В январе 1516 г. Леонардо да Винчи принял приглашение короля Франциска I и переехал во Францию. Здесь он прожил последние 4 года своей жизни в замке Клу (в Турени), завершая начатые работы. Его лучшими произведениями считают: «Поклонение волхвов» (Флоренция), «Тайная вечеря» (1498 г., фреска в монастыре Санта Мария Делла Гра-цие в Милане), «Святое семейство» (СПБ. Эрмитаж), «Мадонна Литти» (там же), «Мона-Лиза» (Лувр). Из многочисленных записок Леонардо (около 7 тысяч листов и рисунков), разрозненных и не систематизированных, исследователи его творческого наследия скомпоновали три трактата: «Трактат о живописи», так называемый «Атлантический кодекс», в котором содержится немало мудрых мыслей и афоризмов, «Трактат о полете птиц». Леонардо да Винчи являлся совершеннейшим представителем того типа «универсального человека», который был идеалом итальянского ренессанса. Умер в 1519 г. в замке Клу.
Ленин (псевдоним; настоящая фамилия Ульянов) Владимир Ильич, политический и государственный деятель, родился в 1870 г. в Симбирске в семье инспектора народных училищ. В 1879—1887 гг. учился в гимназии. Окончив ее с золотой медалью. В 1887 г. старший брат Владимира, Александр, революционер-народоволец, был казнен за подготовку покушения на жизнь императора Александра III; это событие сыграло огромную роль в его жизни. Работал помощником присяжного поверенного в Самаре. Впервые посетил Москву во второй половине августа 1890 г. В 1891 г. Ленин (Ульянов) экстерном окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Летом 1894 г. жил на подмосковной даче у своих родственников, работал над книгой «Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?». В 1895 г. он принимал активное участие в создании Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», за что был сослан на три года в село Шушенское Енисейской губернии. В 1900 г. уехал за границу, где стал издавать первую общерусскую нелегальную марксистскую газету «Искра»; переехал из Германии в Англию, а оттуда в Швейцарию. В 1903 г. в результате раскола на меньшевиков и большевиков на II съезде российских социал-демократов возглавил «большинство», создав затем большевистскую партию. В 1905—1907 гг. нелегально жил в Петербурге, руководя крайне левыми силами в первой русской революции. С 1907 по 1917 г. находился в эмиграции, руководя большевиками в России. В годы Первой мировой войны выдвинул идею поражения собственного правительства. С апреля 1917 г. в Петрограде; один из главных организаторов и руководителей Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде и установления власти Советов. По его личному распоряжению 31 октября и 2 ноября 1917 г. в Москву из Петрограда были направлены отряды моряков, солдат и красногвардейцев, способствовавших победе и установления власти Советов в Москве. 25 октября 1917 г. правительство было свергнуто, после чего началась Гражданская война, закончившаяся в 1922 г. победой большевиков. Ленин явился создателем нового государства, в котором власть принадлежала единственной партии — Российской Коммунистической партии большевиков. В отличие от социал-демократических партий Европы, большевики считали невозможным ни реформирование, ни трансформацию капитализма. После переноса столицы из Петрограда в Москву с марта 1918 г. жил и работал в Москве. Ленин— инициатор и идеолог политики «военного коммунизма», а после ее провала— «новой экономической политики», Государственного плана электрификации (ГОЭЛРО), в соответствии с которым построен ряд электростанций (в их числе Шатурская электростанция под Москвой). В 1922 г. Ленин тяжело заболел и отошел от активной политической деятельности. С мая 1923 г. Ленин из-за резкого обострения болезни жил в подмосковном имении Горки (ныне Музей-заповедник); последний раз был в Москве 18—19 октября 1923 г. Умер в 1924 г. в Горках, под Москвой.
Лейбниц Готфрид Вильгельм, немецкий философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, богослов, юрист, историк и языковед, родился в 1646 г. в Лейпциге в семье профессора местного университета. В 15 лет в этот университет поступил Лейбниц и стал изучать право, философию и математику. Окончив университет, он получил степень доктора права. В 1672 г. отправился с дипломатической миссией в Париж, где стал воспитателем сына одного из министров майнцского курфюрста, параллельно изучая математику и естествознание. Прожив в Париже четыре года, Лейбниц снова вернулся в Германию в 1676 г., там он поступил к ганноверскому герцогу на службу библиотекарем и придворным советником. Позднее он стал историографом, и тайным советником юстиции. Лейбниц прожил сорок лет в Ганновере, где создал множество работ по философии, истории, праву, языковедению, математике и физике. Эти труды принесли ему широчайшую известность во всей просвещенной Европе. Когда в 1700 г. в Берлине открылось созданное по его инициативе Берлинское научное общество, Лейбниц был избран его первым президентом. В 1711, 1712 и 1716 гг. встречался с Петром I, разработал ряд проектов по развитию образования и государственного управления в России. В 1712— 1714 гг. жил в Вене. Вел обширную переписку почти со всеми крупнейшими учеными, а также политическими деятелями. Основные философские сочинения: «Рассуждение о метафизике» (1685), «Новая система природы» (1695), «Новые опыты о человеческом разуме» (1704), «Теодицея» (1710), «Монадология» (1720). Основные математические труды: «Об истинном отношении круга к квадрату» (1682), «Новый метод максимумов и минимумов» (1684), «О скрытой геометрии и анализе неделимых...» (1686). Его политические и юридические идеи нашли отражение в сочинениях «Трактат о праве...» (1667), «Христианнейший Марс...» (1680), «Кодекс международного дипломатического права» (1693) и др. В языкознании он создал теорию исторического происхождения языков, дал их генеалогическую классификацию, развил учение о происхождении названий. Лейбниц явился одним из создателей немецкого философского и научного лексикона. Лейбниц был талантливым изобретателем; он проектировал оптические приборы и гидравлические машины, работал над созданием «пневматического двигателя», изобрел первый интегрирующий механизм и уникальную для того времени счетную машину. Умер в 1716 г. в Ганновере.
Лафонтен Жан де, французский поэт, член Французской академии (с 1684), родился в 1621 г. в Шато-Тьерри, Шампань, в семье государственного лесничего. Отец готовил его к духовному званию, но Жан гораздо больше интересовался философией и поэзией. В 1647 г. он занял должность отца и женился, но вскоре, оставив и жену, и службу, уехал в Париж. Там он быстро добился литературного успеха и всеобщего покровительства знати. В литературу Лафонтен вошел поздно. Он работал практически со всеми литературными жанрами: пьесы, эклоги, поэмы, мадригалы, послания, баллады и оды с начала 60-х и до конца 70-х гг., после чего стал писать басни и выпустил в свет 11 книг. В 1694 г. Лафонтен опубликовал последнюю книгу «Басен». Им он обязан своей славой одного из величайших народных поэтов Франции. В них особенно наглядно раскрылись отличительные черты творчества Лафонтена, определяющие его своеобразное место в классицизме. Он приобрел славу одного из величайших народных поэтов Франции, поскольку в своем творчестве опирался на народнуюмудрость и вековые традиции, а также на наследие античных баснописцев — Эзопа и Федра. Широко используя фольклорные традиции так называемого «животного эпоса», Лафонтен стал крупнейшим баснописцем мира, чьи стихи воспринимались как эталон басни, широко тиражируясь на разных языках. Лишь король сохранял холодность к любимому поэту всей высшей знати, поэт платил ему той же монетой. Умер в Париже в 1655 г.
Ларошфуко Франсуа де, французский писатель и блестящий придворный, родился в 1613 г., в Париже в семье герцога, происхождение предопределило его дальнейшую судьбу, бросив в самую гущу дворцовых интриг. Ларошфуко принимал деятельное участие в политической жизни Франции той эпохи, он оказался в политической партии, враждебной кардиналу Ришелье и был вынужден примкнуть к Фронде — широкому общественному течению против абсолютизма, существовавшему в 1648—1653 гг. и состоявшему из людей разного общественного положения во главе с принцем Конде. Удалившись от двора, Ларошфуко поддерживал тесную связь с салонами мадам Сабле и мадам Лафайет. В 1662 г. он опубликовал «Мемуары», а в 1665 г. «Размышления, или Моральные изречения» (1665), более известные как «Максимы». С 1665 по 1678 г. вышло 5 переработанных и дополненных изданий. Неизменный успех «Максим» на протяжении нескольких лет объясняется афористической четкостью мышления автора. Точка зрения аристократа не маскируется стремлением отметить «общечеловеческие» недостатки, служившие неизменным предметом обсуждений в светских салонах. Личный опыт политической игры эпохи Фронды определил основные взгляды автора — основным побуждающим фактором человека является эгоизм: человек любит, т. к. приятно, если любят его самого и т.д. Ларошфуко довелось быть свидетелем того, насколько мнимыми подчас оказывались эти добродетели в новых социально-политических условиях. Отсюда его крайний пессимизм и мизантропия, характеризующие его разочарование в своей классовой прослойке и неизменная убежденность в испорченности человеческой природы. Умер в Париже в 1680 г.
Лаоцзы, китайский философ, живший в VI в. до н. э. Фамилия его была Ли, имя Эр. Уже в зрелом возраст он назывался Бо-янь, а посмертный титул его — Дань, в сочинениях встречается под именами Ли-эр или Лао-дань. О его семье, детстве и воспитании нам практически ничего не известно. В историю он вошел уже в зрелом возрасте, в звании историографа или библиотекаря при императорском дворе Чжоусской династии.
Лабрюйер Жан, французский писатель, сатирик-моралист, член Французской академии, отнесенный к числу «великих классиков», родился в Париже в 1645 г. в богатой дворянской семье. Получив юридическое образование, сблизился с двором и стал вхож в высшие аристократические круги, это дало ему возможность пристально наблюдать за характерами и нравами знати, превращая затем увиденное и услышанное в литературные произведения, наполненные морализирующими сентенциями и сатирой. Был адвокатом, чиновником, сделался с 1684 г. гувернером внука принца Кондэ. В 1693 г. был избран в Академию. 8 1688 г. он выпустил свою главную книгу «Характеры, или Нравы нынешнего века», которая за шесть лет была переиздана девять раз во Франции и почти сразу же переведена на основные европейские языки. 9 изданий постепенно дополнялись автором. Ни замысел, ни форма этой книги не были новшеством в век «афоризмоф», «максим», «мыслей» и «характеристик». Но она пережила свое время, потому что автор глубже и ярче других изобразил свою эпоху, как представитель буржуазной интеллигенции. Он выдвинул те проблемы, которыми в XVIII в. пыталась разрешить просветительная философия. Лабрюйер взял за образец сочинение древнегреческого моралиста Теоф-раста «Характеры» и поместил его в начале своей книги. Этот перевод был всего лишь ширмой для гораздо большего по объему приложения — сатирической характеристики нравов современного французского общества. Автор наглядно продемонстрировал униженное положение третьесословного интеллигента, нарисовал картины крестьянской нищеты, отчасти предвосхищая идеологию Просвещения. Лабрюйер не стремится проникнуть в тайники человеческой психики, его скорее «привлекает внешний вид наших страстей», «внешняя физиономия» человека. В этом главная особенность его авторской манеры, фиксирующей характерные и наиболее выразительные детали явлений, которые затем связываются в картины, поражающие своей исключительной выразительностью. Умер в 1695 г.