Квинтилиан Марк Фабий, древнеримский теоретик ораторского искусства. Родился около 35 г. в г. Калагуррис, современная Калаорра, Испания. Большую часть жизни провел в Риме. Слыл среди современников «вторым Цицероном». Целиком сохранилось только его сочинение «Об образовании оратора» (в 12 книгах) — один из наиболее ценных источников по античной риторике и педагогике. В литературоведческом отношении наиболее интересна 10-я книга, где Квинтилиан приводит обзор греческой и римской поэзии и прозы по жанрам. Подбирая материал для практического использования, он снабдил некоторые произведения любопытными литературоведческими комментариями. Умер в 96 г.
Кафка Франц, видный представитель пражской группы немецких писателей, родился в 1883 г. в Праге в буржуазной еврейской семье. Окончив юридический факультет Пражского университета, с 1908 по 1922 гг. служил в страховом обществе. В 1909 г. в печати появился его первый рассказ, а через четыре года вышел сборник его рассказов «Наблюдение». К ранним произведениям Кафки относится новелла «Превращение», где главным героем является беспредельно одинокий человек. Позднее проблема одиночества ставится писателем более конкретно. Второй сборник рассказов «Сельский врач» (1919) и третий — «Голодарь» (1924)— это единственные книги, увидевшие свет при жизни Кафки. Однако, несмотря на то, что о его работе знал лишь очень узкий круг профессионалов, Кафка в 1915 г. был удостоен одной из самых престижных литературных премий Германии — премии Фонтане. Умирая, писатель завещал своему другу и душеприказчику Максу Броду, пражскому издателю и писателю, уничтожить все незаконченные и неопубликованные рукописи, но Брод нарушил завещание и в 1925—1926 гг. издал три его неоконченных романа: «Америка», «Процесс» и «Замок», а в 1931 г.— сборник «На строительстве китайской стены». В этих произведениях Кафка пророчески предсказывал грядущие ужасы фашизма. Кафка оказал значительное влияние на творчество целого ряда немецких и австрийских писателей; М. Фриш и Ф. Дюрренматт, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Э. Ионеско, С. Беккет (представители т. н. «литературы абсурда»), а также некоторые литераторы США и др. стран Америки использовали и развивали идеи Кафки в своих произведениях. Умер в 1924 г. в Кирлин-ге, близ Вены.
Катон Старший, Марк Порций, писатель, основоположник римской литературной прозы и видный государственный деятель древнего Рима, родился в 234 г. до н. э.. Относился к крупным землевладельцам и, являясь римским сенатором, отстаивал интересы своего сословия, а также интересы крупных торговцев и аристократов, занимавшихся предпринимательской деятельностью. В 20 лет он был военным трибуном. В 198 г. — претором в Сардинии. В 150— консулом. Катон был участником 2-й Пунической войны. В 195 г. до н. э., будучи консулом, покорил большую часть Испании; в 191 г., как легат, одержал победу над Антиохом Сирийским при Фермопилах; как цензор (184) ревниво оберегал древнеримскую строгость нравов; был непримиримым врагом карфагенян и заключал каждую свою речь словами: «И все же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен». В конце жизни был цензором, что по функциям соответствовало статусу современного министра финансов. Катон являлся убежденным сторонником новых территориальных присоединений к Римской республике, прежде всего за счет земель соседнего Карфагена. Катон был первым римским историком, писавшим на латинском языке. Автор «Начал» (труда, освещавшего историю Рима от основания города до 2-й Пунической войны), множества речей и писем, собрания изречений знаменитых людей и др. сочинений, дошедших лишь в отрывках. Он составил подобие энциклопедии, написанной в форме наставлений сыну Марку (не сохранилась). Полностью сохранился его трактат «О земледелии» (160), содержащий сведения об организации рабовладельческого поместья, о развитии виноделия, садоводства, оливководства в Италии, а также о древних обычаях и суевериях. Умер в 148 г. до н. э.
Карпов Федор Иванович (точная дата рождения неизвестна), русский политический деятель и писатель 1-й половины XVI в., ученик Максима Грека, дипломат, публицист. Происходил из дворянской семьи среднего достатка. При великом московском князе Василии III Ивановиче и наследовавшей ему Елене Васильевне Глинской занимал ключевые посты в Иноземном приказе. Играл ведущую роль в руководстве внешней политикой Русского государства в 30—40-х гг. XVI в. В 1508—1539 гг. занимался вопросами восточной внешней политикой России. Имел чин окольничего. Был широко образованным человеком, знал латинский язык, увлекался античной литературой, философскими и мировоззренческими проблемами. Из немногих сохранившихся сочинений Карпова наиболее известны послания к митрополиту Даниилу, Максим)' Греку и др., их отличают гуманистические и рационалистические устремления, образность языка и смелость мысли. Ратуя за сильное и «справедливое» самодержавие, он выражал интересы дворянства. Взгляды Карпова позднее развил И. С. Пересветов. Был хорошо знаком с ученым монахом Максимом Греком, которого пригласил в Москву Василий III для исправления богослужебных книг. В 1525 г. Максим Грек был подвергнут опале за участие в политической борьбе двух клерикальных группировок. Грек был обвинен в том, что намеренно портил книги и неправильно переводил и редактировал тексты, за что был осужден и посажен «за сторожи». Карпова спас тот факт, что он был человеком светским и всегда открыто ратовал за «самодержство», которое, опираясь на дворян, не давало бы воли боярам. Умер в 1545 г.
Карлейль (правильнее Карлайль) Томас, английский критик, романист, философ, историк и публицист родился в 1795 г. в деревне Эклфехан, в Шотландии, в семье сельского каменщика. Рано проявив незаурядные способности к гуманитарным наукам, он поступил в Эдинбургский университет и в 1814 г. окончил его. Философское мировоззрение Карлейля и его взгляд на историю человечества формировались под влиянием немецких романтиков, главным образом Фихте и Шеллинга. В 20-х гг. XIX в. промышленный переворот был практически закончен, крупная буржуазия закладывала фундамент своей эстетической культуры. Сын каменщика, сельский учитель, профессиональный литератор, под конец жизни ректор попоив саиза Эдинбургского университета, Карлейль соединил буржуазный культ сильной личности с аристократическим пантеизмом ранне-шел-лингианского типа. Он выдвигал теорию избранных, которым надлежит править миром. Его политико-исторические и философские теории оказали значительное влияние на развитие английской общественной мысли. Несомненной заслугой Карлейля является создание методов «органической критики». У него отсутствует последний решающий момент анализа — социология. Жизнь и творчество суть неразъединимые части единого исторического конструктивного процесса. Другая его заслуга — создание философского романа-памфлета «Запог КезаПш», (1831; в доел, переч.; «Заштопанный портной») — романа в большой степени автобиографического. Согласно развитой им здесь «философии одежды», весь мир, вся история представляются в виде ряда внешних, преходящих одеяний, личин, за которыми пребывает вечная божественная сущность — единственная реальность. Проблема эта была поставлена в плане не столько психологическом, сколько социальном. В памфлетах «Чартизм» (1840) и «Теперь и прежде» (1843) автор, высказывая искреннее сочувствие к трудящимся, называет себя сторонником феодального социализма. В лучшем своем произведении (написанном немного раньше — в 1837 г.) «История Французской революции» Карлейль оправдывает свержение монархии. В 1841 г. вышла книга Карлейля, сильно повлиявшая на европейскую историческую науку, — «О героях и почитании героев» (1841), после этого история мира стала рассматриваться в контексте жизни и деяний великих людей. Развивая эту концепцию, Карлейль в 1845—1846 гг. написал книгу «Письма и речи Оливера Кромвеля», а в 1858—1864 гг. работал над своим самым крупным трудом — «История Фридриха II Прусского» в 13 томах. Прежде, чем приступить к этому труду, он подготовил сборник «Памфлеты последних дней» (1858), в котором очень четко выразил свои политические взгляды: не признавая идеалы демократии и либерализма, он ставил превыше всего «верующий радикализм». Умер в 1881 г. в Лондоне.
Карамзин Николай Михайлович, знаменитый писатель и историк, родился 12 декабря 1766 г. в Симбирске. Вырос в усадьбе отца, среднепоместного симбирского дворянина, потомка татарского мурзы Кара-Мурза. Учился у сельского дьячка, позднее, в 13 лет, Карамзина определили в московский пансион профессора Шадена. Параллельно он посещал занятия в университете, где изучал русский, немецкий, французский языки. Окончив пансион Шадена, Карамзин в 1781 г. поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку за недостатком средств. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты (перевод идиллии Гесснера «Деревянная нога» (1783) и др.). В 1784 г. он вступил в масонскую ложу и переехал в Москву, где сблизился с кружком Новикова, сотрудничал в его изданиях. В 1789—1790 гг. путешествовал по Западной Европе; затем стал издавать «Московский Журнал» (до 1792 г.), где были опубликованы «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза», принесшие ему известность. Сборники, изданные Карамзиным, ознаменовали начало эпохи сентиментализма в русской литературе. Ранняя проза Карамзина оказала влияние на творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, молодого А. С. Пушкина. Разгром масонства Екатериной, равно как и жестокий полицейский режим павловского царствования, вынудили Карамзина свернуть свою литературную деятельность, ограничиться перепечаткой старых изданий. Воцарение Александра I он встретил хвалебной одой. В 1803 г. Карамзина назначают официальным историографом. Александр I поручает Карамзину написать историю России. С этого времени и до конца дней Николай Михайлович работает над главным трудом своей жизни. С 1804 г. он взялся за составление «Истории государства российского» (1816—1824 гг.). Двенадцатый том был напечатан уже после его смерти. Тщательный подбор источников (многие были открыты самим Карамзиным) и критические примечания придают особую ценность этому труду; риторический язык и постоянное морализирование порицались уже современниками, хотя нравились большой публике. Карамзин в это время был склонен к крайнему консерватизму. Значительное место в наследии Карамзина занимают произведения, посвященные истории и современному состоянию Москвы. Многие из них стали результатом прогулок по Москве и поездок по ее окрестностям. Среди них — статьи «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице», «О московском землетрясении 1802 года», «Записки старого московского жителя», «Путешествие вокруг Москвы», «Русская старина», «О легкой одежде модных красавиц девятого-надесять века». Умер в Петербурге 3 июня 1826 г.
Кант Иммануил, величайший немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии, родился в 1724 г. в Кенигсберге, где провел почти всю свою жизнь. Высшее образование получил в кенигсбергском университете, стал доцентом и профессором. В 1755 г. начал чтение лекций. В 1770 г. получил кафедру логики и метафизики. Кант является основателем критической философии, сыгравшей огромную роль в истории развития человеческой мысли. В философском развитии Канта выделяют два периода — «докритический» (до 1770) и «критический». В т. н. «докритический» период он признает возможность умозрительного познания вещей, как они существуют сами по себе; в т. н. «критический» период Кант отрицает возможность такого познания на основании предварительного исследования форм познания, а также источников и границ наших познавательных способностей. Важнейшее сочинение, заключающее в себе изложение его теории познания — «Критика чистого разума» (1781). В нем Кант устанавливает, непознаваемость вещей самих по себе («вещь в себе»), создающих явление внешнего мира путем воздействия на сознание человека, действительно познаваемо лишь то, что находится в нашем сознании. В области этики Кант создал свой главный труд: «Критика практического разума» (1788). Отвергнув метафизику (учение о сверхчувственном мире) как науку, Кант, тем не менее, допускал ее в качестве веры, обоснованной признанием безусловной обязательности нравственного закона. Этика Канта — чисто императивная: нравственный закон выражается в форме категорического императива, требования которого имеют обязательный для всех характер. В «докритический» период («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755) Кант разработал «небулярную» космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной «туманности», т. е. из огромного облака диффузного вещества. Согласно оценке Ф. Энгельса, эта теория «...была величайшим завоеванием астрономии со времени Коперника. Впервые было поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени» В то же время Кант высказал догадку о существовании Большой системы галактик вне нашей Галактики, доказал замедление — в результате приливного трения — суточного вращения Земли, а также развил учение об относительности движения и покоя. В биологии он наметил идею генеалогической классификации животного мира, в исследованиях по антропологии выдвинул идею естественного развития человеческих рас. По Канту, признавая обязательность нравственного закона, нельзя не признать и истинность таких метафизических положений как: свобода воли, бессмертие и существование Бога. Они являются постулатами практического разума (разума, руководящего нашей практической деятельностью). Рассматривая вопрос о душе, мире и боге, Кант сделал вывод, что три умозрительные науки традиционной философии, рассматривавшей эти идеи, — «рациональная психология», «рациональная космология» и «рациональная теология» — науки мнимые. Понимая, что его критика стремится ограничить компетенцию разума, Кант полагал: то, что при этом теряет познание, выигрывает вера. Так как бог не может быть найден опытным путем и не принадлежит к миру явлений, то, невозможно ни доказать его существования, ни опровергнуть. Религия становится предметом веры, а не науки или теоретической философии. Верить в бога не только возможно, но и необходимо, т. к. без этой веры невозможно примирить требования нравственного сознания с неизбежными фактами зла, существующего в человеческой жизни. Прогрессивным было учение Канта о роли антагонизмов в жизни общества. Только через действие сил, которые кажутся источником вражды, возможно достижение всеобщего правового гражданского состояния. А средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общения с их взаимными выгодами для различных государств. Изобилующее противоречиями учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли. Своим учением об антиномиях разума он внес огромный вклад в развитии диалектики. Умер в 1804 г. в Кенигсберге.
Эсхил, древнегреческий драматург. Родился в Элевсине близ Афин в старинном аристократическом роде. Участвовал в греко-персидских войнах 500— 449 гг. до н. э. В 484 г. Эсхил одержал первую из 12 побед в драматических состязаниях; впоследствии еще 12 раз был победителем в состязаниях драматургов. В античности было известно около 80 его драматических произведений, но целиком до нашего времени дошли только 7: «Персы» (472), «Семеро против Фив» (467), трилогия «Орестея» («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды» (458)), а также «Просительницы, или Молящие» и «Прикованный Прометей», точное время создания которых не установлено. Из прочих произведений Эсхила сохранились лишь короткие отрывки и относительно крупные фрагменты из драм «Тянущие невод» и «Послы, или Истмийцы». Эсхил был крупнейшим новатором античного театра, за что получил почетное прозвище «отец трагедии». К его нововведениям относятся хоровые и лирические партии с участием актеров, и придание большей индивидуальности персонажам путем введения второго актера. Творчество Эсхила было хорошо известно в Древнем Риме и послужило материалом для заимствований и переработок Энния, Акция, Сенеки.