Шефтсбери Энтони Купер, английский политический деятель, философ, граф. Родился в Лондоне в богатой аристократической семье. Получил прекрасное домашнее образования, которым на завершающем этапе руководил Д. Локк, учился в Англии, Франции, Италии и Германии. В 1695—1698 гг. Шефтсбери был членом палаты общин, с 1699 г. — член палаты лордов. Политические и общественные идеалы во многом совпадали с партией вигов. Шефтсбери был одним из первых, кто выразил основные идеи Просвещения, видя в человеческом разуме единственный критерий истины. На историю человеческого общества смотрел с оптимизмом, а его самое воспринимал как частицу Космоса с единым, благим и невыразимо прекрасным первоисточником, который требует от человека лишь естественности и разумной упорядоченности бытия. Сущностью нравственности считал гармоничное сочетание индивидуального и общественного. Умер Шефтсбери в Неаполе; его учение было развито Д. Юмом и оказало влияние на взгляды Д. Дидро, И. Гёте, И. Шиллера и И. Фихте.
Лев Шестов — псевдоним Льва Исааковича Шварцмана, русского философа-экзистенциалиста и литератора. Родился 31 января (12 февраля) 1866 г. в Киеве, в зажиточной и культурной семье еврейского коммерсанта-предпринимателя. После окончания гимназии в 1884 г. поступает в Московский университет, откуда переводится на юридический факультет Киевского университета, который и заканчивает в 1889 г. В следующем году поступает на военную службу, но через год оставляет ее и возвращается в Киев. В 1895 г. пишет три статьи на философско-литературные темы, но две из них были не приняты к изданию, а третья так искажена при публикации, что автор ее не узнал. Из-за сильного переутомления, вызванного напряженной работой, Шестов заболел и был вынужден провести 1896—1897 гг. на лечении за границей, преимущественно в Швейцарии, где и жил, за исключением непродолжительных отъездов, вплоть до 1914 г. В 1898 г. выходит первая книга философа «Шекспир и его критик Бран-дес», в 1903 г. — вторая — «Достоевский и Ницше. Философия трагедии». В 1910 г. Шестов навещает Толстого в Ясной Поляне и читает в России цикл лекций о Г. Ибсене. Вновь вернувшись в Швейцарию, на время оставляет литературную деятельность, углубленно занимаясь изучением философии и богословия. В 1914 г. Шестов возвращается в Москву, где пишет несколько религиозно-философских статей, в том числе «Афоризмы». После революции, которую он не принял, на протяжении двух лет живет в Киеве, откуда в 1920 г. эмигрирует сначала в Берлин, где сразу же издает книгу «Что такое большевизм?», характеризующую новый правящий строй России как деспотичный и обманывающий народ, а потом в Париж. В 1921—1939 г. написал множество статей, книги «Власть ключей» (1923), «Скованный Парменид» (1932), прочитал в Сорбонне курсы лекций «Религиозно-философские идеи Толстого и Достоевского» (1928—1930), «Русская философская мысль» (1931), «Достоевский и Кьер-кегор» (1932-1933). Умер Шестов 20 ноября1938 г. в Париже. Уже после смерти философа был опубликован еще ряд его работ: «Кьеркегор и экзистенциальная философия» (1939), «Афины и Иерусалим» (1951), «Умозрение и откровение» (1964), «Только верой» (1968). Шестов считался мастером философского парадокса и афоризма, а едкая критика академического мышления, граничащая с сатирой, снискали ему известность на западе и отклики таких мыслителей, как А. Камю, Д. Г. Лоренс и др.
Шеридан Ричард Бринсли, английский драматург, театральный и общественный деятель, ирландец по происхождению. Родился 30 октября 1751 г. в Дублине. Изучал право, в 1780—1812 гг. был членом парламента, лидером радикального крыла партии вигов. После постановки в 1775 г. в знаменитом лондонском театре «Друри-Лейн» его комедии «Соперники», Шеридан на следующий год возглавил театр и руководил им вплоть до 1809 г. Вслед за О. Голдсмитом выступал против сентиментальности и прямолинейной назидательности. Особенно популярной стала сатирическая комедия нравов «Школа злословия» (пост. 1777, изд. 1780), вошедшая в золотой фонд мировой драматургии и не сходящая со сцен театров многих стран по сей день. Пьеса была направлена против классического тезиса просветителей о «нравственном Разуме». В творчестве Шеридана наиболее плодотворным считается конец 1770-х годов, когда на сцене «Друри-Лейн» с успехом идут постановки его пьес «Поездка в Скарборо» (1777), «Критик» (1779), «Писарро» (1799; переделка драмы А. Коцебу «Испанцы в Перу»). Умер Шеридан 7 июля 1816 г. в Лондоне.
Шамфор де Себастиан Рок Никола, французский общественный деятель, революционер, философ. Шамфор был внебрачным сыном сельского священника и сам избрал свою фамилию, когда поступал в Парижский духовный колледж. Однако, закончив учебу, он отказался от карьеры священника. Известно его высказывание: «Природа не говорит мне: „Будь беден", и уж подавно: „Будь богат", но она взывает: „Будь независим"». Вскоре Шамфор уже прославился как сочинитель и драматург; несмотря на то, что он был вхож в лучшие аристократические салоны и служил секретарем принца Конде, он становится убежденным демократом, ненавидящим абсолютизм, и одним из первых 14 июля 1789 г. врывается в Бастилию. Позднее Шамфор принимает деятельное участие в революции, именно он автор знаменитого лозунга: «Мир хижинам, война дворцам!» В 1792 г. Шамфор был назначен директором Национальной библиотеки, но вскоре, из-за отказа написать по требованию правительства брошюру против свободы слова, был арестован. Выйдя из тюрьмы и вскоре вновь оказавшись на пороге ареста, Шамфор выстрелил себе в голову из пистолета. Смертельно раненый Шамфор, умирая в больнице, он сказал одному из своих друзей: «Я ухожу, наконец, из этого мира, где человеческое сердце должно или разорваться, или заледенеть». После смерти Шамфора друзья обнаружили папки с его записями и издали найденные рукописи в двух книгах: «Максимы и мысли» и «Характеры и анекдоты».
Чосер Джефри, английский поэт, «Отец английской поэзии», родился в Лондоне. Участвовал в Столетней войне 1337—1453 гг., в 70-е гг. выполнял различные дипломатические поручения во Франции и Италии; занимал ряд административных должностей. С 1386 г. Чосер - член парламента. Вопреки существовавшей литературной традиции, Чосер изначально писал только на родном языке (т. н. лондонский диалект). 1-й этап творчества Чосера (приблизительно до 1379) называется «французским», поскольку в этот период он испытывает сильное влияние французского куртуазного романа и осуществляет переводы на английский язык «Романа о Розе» и поэмы «Книга герцогини». Второй период Чосера(между 1380—1386) по аналогичным причинам называется «итальянским», и в этот период создаются все основные сочинения поэта до «Кентерберийских рассказов»: поэмы «Птичий парламент», «Дом славы», «Троил и Хризеида» на латыни, а также «Легенда о славных женщинах» — перевод всех чосеровских поэм на английский язык и первая большая поэма на английском языке. Наконец, в 3-й — «английский» — период творчества Чосера, наступивший в конце 80-х годов и длившийся до самой смерти поэта, он создает самое значительное свое произведение — «Кентерберийские рассказы» — поэтическое повествование, состоящие из более чем 20 историй, которые паломники — представители из почти всех социальных слоев современной поэту Англии — рассказывают друг другу по дороге к гробу святого Томаса (Фомы) Беккета. Несмотря на то, что «Рассказы» остались незавершенными, их значение для английской поэзии, литературы и литературного английского языка неоценимо. Чосер умер 25 октября 1400 г. в Лондоне; похоронен в Вестминстерском аббатстве.
Чжуан-Цзы, древнекитайский писатель и философ, живший во второй половине IV в. до н. э., один из последователей Лао-цзы. О его жизни известно крайне мало, в основном из «Исторических записок» Сыма Цяня. Судя по всему, философ занимал какой-то незначительный государственный пост, причем не из-за бесталанности, а исключительно из склонности к личной свободе и независимости от власть имущих. Чжуан-цзы — автор классического даосского трактата, носящего его имя. Считается, что этот тракт был написан около 300 г. до н. э., и является одним из шедевров китайской философской прозы. В отличие прочих классических трактатов — кратких изречений «Лунь-юй», проповеднического тона «Мо-цзы» и угнетающей узости «Шан-цзюнь-шу», в «Чжуан-цзы» философские идеи изложены в ярких притчах и диалогах, в которых действуют реальные исторические личности, мифические персонажи и фантастические существа наподобие Хаоса и Основы неба. Фрагменты трактата разнообразны и непохожи друг на друга, но в целом он ближе всего по жанру к сборнику философских притч. Наиболее интересна XXXIII глава «Чжуан-цзы», представляющая собой первый в древнекитайской литературе обзор философских течений.
Чехов Антон Павлович, русский писатель, родился 17(29) января 1860 г. в Таганроге в семье купца третьей гильдии. С детства помогал отцу в лавке, в 1879 г., окончив таганрогскую гимназию, переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Окончив его в 1884 г. и получив звание уездного врача, Чехов некоторое время занимался врачебной практикой. С конца 70-х гг. Чехов начал литературную деятельность как автор коротких юмористических рассказов, публикуясь в журналах «Осколки», «Стрекоза», «Будильник» и других под псевдонимами Антоша, Человек без селезенки, Брат моего брата, Чехонте и др. Подготовленный к печати в 1882 г. сборник «Шалопаи и благодушные» (затем озаглавленный «Шалость») не вышел в свет, очевидно по цензурным причинам, и первая книга рассказов Чехова — «Сказки Мельпомены», — увидела свет в 1884 г., за ней последовали «Пестрые рассказы» (1886). В 1885—1889 гг. Чехов начинает профессиональную литературную деятельность как сотрудник ежемесячных журналов «Северный вестник», «Русская мысль», «Жизнь». К этому периоду относятся рассказы и повести «Степь», «Именины» (1888), «Припадок», «Скучная история» (1889), сборники «В сумерках» (1887, в 1888 отмечен половиной Пушкинской премии), «Невинные речи» (1887), «Рассказы» (1888), «Хмурые люди» (1890). Во 2-й половине 80-х годов Чехов много работает для театра: в этот период он пишет пьесы «Иванов» (1887—1889), «Свадьба» (1889, опубл. 1890), «Леший» (1889, опубл. 1890; затем переделана в пьесу «Дядя Ваня»), водевили «Медведь», «Предложение», «Юбилей» и др. В 1890 г. Чехов предпринимает поездку на о. Сахалин, итогом которой становится очерково-публицистическая книга «Остров Сахалин» (1893—1894, отд. изд. 1895). В том же 1890 г. покупает имение Мелихово в Московской губернии, где строит школы, помогает неимущим и занимается лечением крестьян, работает участковым врачом во время эпидемии холеры 1892—1893 гг., участвует во всеобщей переписи населения 1897 г. В 1898—1900 г. писатель создает самые известные свои рассказы: трилогию «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», а также «Ионыч» и «Дама с собачкой». Двумя годами позже появляется высшая точка в развитии критического реализма Чехова конца 80-х — начала 90-х годов — повесть «Палата № 6». Примерно с 1893 г. начинается новый этап в творчестве Чехова, который увенчиваются пьесами «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1900—1901, отмечена Грибоедовской премией), «Вишневый сад» (1903—1904) — все были поставлены на сцене созданного в 1898 г. МХТ. В 1898 г. Чехов после смерти отца, а также в связи с обострением туберкулеза Чехов перебрался из Мелихова в Ялту, где построил дом. Здесь он встречался с Л. Н. Толстым, М. Горьким, И. А. Буниным, А. И. Куприным, И. И. Левитаном. В 1900 г. был избран почетным академиком Пушкинского отделения академии наук, но двумя годами позже вместе с В. Г. Короленко отказался от этого звания в знак протеста против отмены Николаем II избрания Гoрького почетным академиком. Умер Чехов 2(15) июля 1904 г. в Баденвейлер, Германия; похоронен в Москве.
Честерфилд Филип Дормер Стенхоп, английский писатель и государственный деятель, граф. Родился 22 сентября 1694 г. в Лондоне, в старинной аристократической семье. Получил прекрасное домашнее образование, знал шесть языков, в 1715 г. закончил Кембриджский университет и с того же года стал членом палаты общин, а с 1726 г. — Палаты лордов, где возглавил оппозицию кабинету Р. Уолпола. В 1728—1732 гг. — посланник в Голландии, в 1745— 1746 гг. — наместник в Ирландии, в 1746—1748 гг. — государственный секретарь Великобритании. Регулярно выступал в печати как сатирик и нравописатель, дружил с Д. Свифтом, Г. Филдингом, Вольтером, Ш. Монтескье. Чаще всего излагал свои мысли афористично, при этом наиболее известные его сочинения увидели свет лишь после смерти автора — «Письма к сыну» (1774), «Максимы» (1777), «Характеры» (1777). Умер Честерфилд 24 марта 1773 г. в Лондоне.