Честертон Гилберт Кит, английский поэт, писатель и мыслитель, один из крупнейших представителей детективной литературы. Родился 29 мая 1874 г. в Лондоне в католической семье среднего достатка. Окончил престижную Лондонскую иезуитскую школу Сент-Пол, в юности увлекался стихами и живописью. Литературный дебют Честертона пришелся на 1900 г., когда были опубликованы сразу два сборника его стихов — «Играющие старики» и «Дикий рыцарь». С того же года писатель постоянно сотрудничает в газетах и журналах либерального направления. Автор шести романов, наиболее известные из которых — «Наполеон из Ноттинг-хилла» (1904) и «Человек, который был Четвергом» (1908), ортодоксального теологического эссе «Ортодоксия» (1908), литературно-критического эссе «Викторианский период в литературе» (1913), биографических монографий о классиках английской литературы: Р. Браунинге (1903), Ч. Диккенсе (1906), Д. Б. Шоу (1909), поэмы «Баллада о белом коне» (1911) и книги баллад и песен «Вино, вода и песни» (1915). Однако подлинную славу Честертону принесли детективные новеллы о сыщике-любителе отце Брауне: сборники «Неведение отца Брауна», «Недоверчивость отца Брауна» (1926) и др., считающиеся классикой детективной литературы. Умер Честертон 14 июня 1936 г. в Беконсфилде.
Чернышевский Николай Гаврилович, русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Родился 12(24) июля 1828 г. в Саратове в семье священника. Начальное образование получил дома под руководством отца, в 1845 г. окончил Саратовскую духовную семинарию, в 1850 г. — историко-филологическое отделение Петербургского университета. После получения диплома в 1951—1853 гг. преподает русский язык в Саратовской гимназии. В 1853 г. женится и переезжает в Санкт-Петербург, где работает сначала в журнале «Отечественные записки», а потом в «Современнике», где скоро занял руководящее положение. Через два года защищает магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», которая положила начало разработке материалистической эстетики в России. В 1855—1857 гт. Чернышевский опубликовал ряд статей преимущественно историко-литературной и литературно-критической направленности, исследовал историю русской журналистики и общественной мысли конца 20—40-х гг. XIX в. («Очерки гоголевского периода русской литературы», 1855—1856), эпоху Просвещения в Германии («Лессинг. Его время, его жизнь и деятельность», 1857). С конца 1857 Чернышевский, передав отдел критики Н. А. Добролюбову, которого он привел в «Современник» двумя годами ранее, пишет ряд статей экономико-политического содержания, прежде всего — посвященных предстоящей крестьянской реформе: «О новых условиях сельского быта» (1858), «О способах выкупа крепостных крестьян» (1858), «Труден ли выкуп земли?» (1859), «Устройство быта помещичьих крестьян» (1859) и др. В них он критиковал либерально-дворянские проекты реформы и выступал за ликвидацию помещичьей собственности на землю без всякого выкупа. В декабре 1858, окончательно убедившись в неспособности, правительства удовлетворительно решить крестьянский вопрос, он предупреждал о невиданном разорении крестьянских масс и призывал к революционному срыву реформы. В конце 50-х — начале 60-х гг. Чернышевский публикует ряд работ по политической экономике, в которых доказывает неизбежность смены капитализма социализмом: «О поземельной собственности» (1857), «Критика философских предубеждений против общинного владения» (1858), «Суеверие и правила логики», «Экономическая деятельность и законодательство» (1859), «Капитал и труд» (1860), «Примечания к „Основаниям политической экономии» Д. С. Мил-ля» (1860), «Очерки политической экономии (по Миллю)» (1861) и др. Летом 1861 — весной 1862 гг. Чернышевский становится идейным вдохновителем и советником революционной народнической организации «Земля и воля», в результате чего в июле 1862 г. был арестован и заключен в одиночную камеру Петропавловской крепости, где в 1862—1863 гг. был написан роман «Что делать?», а также повесть «Алферьев» (1863), «Повести в повести» (1863— 1864), «Мелкие рассказы» (1864) и др. В 1864 г. был признан виновным «в принятии мер к ниспровержению существующего порядка управления» и осужден на семь лет каторги и вечное поселение в Сибири, откуда в 1883 г. был переведен в Астрахань под надзор полиции, а в июне 1889 г. получил разрешение жить на родине. В Саратове были написаны философская работа «Характер человеческого знания», воспоминания о Добролюбове, Некрасове и др., подготовлены «Материалы для биографии Н. А. Добролюбова» (изд. 1890), переведены 11 томов «Всеобщей истории» Г. Вебера, с собственными комментариями. Сочинения Чернышевского оставались запрещенными в России вплоть до Революции 1905—1907 гг. Умер Чернышевский 17(29) октября 1889 г. в Саратове.
Чаадаев Петр Яковлевич, русский мыслитель и публицист, родился 27 мая (7 июня) 1794 г. в Москве в дворянской семье. Получив прекрасное домашнее образование, в 14-летнем возрасте поступает в Московский университет, где сближается с будущими декабристами Н. И. Тургеневым и И. Д. Якушкиным, и заканчивает его в 1811 г. Участвует в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походов 1813—14 гг., с 1816 г. — член масонской ложи «Соединенных друзей», куда входили также А. С. Грибоедов, П. И. Пестель, С. П. Волконский, М. И. Муравьев-Апостол, в том же году становится близким другом А. С. Пушкина. В 1819 г. вступает в декабристский «Союз благоденствия», а в 1821 г. — в Северное общество декабристов, хотя никогда не являлся его деятельным членом, а к самой деятельности декабристов относился весьма скептически. В 1823—1826 гг. предпринял путешествовал по Европе (1ёрмания, Великобритания, Франция), во время которого познакомился с религиозными философами Ф. В. Шеллингом и Ф. Ламенне, идеи которых оказали на него сильное влияние. Возвратившись в Россию жил в Москве, где в 1829—1931 гг. создал главное свое произведение (на французском языке) — «Письма о философии истории», более известное под названием «Философические письма». Публикация первого из писем в журнале «Телескоп» (1836) вызвало резкое недовольство властей — редактор журнала Н. И. Надеждин был отправлен в ссылку, а сам Чаадаев — объявлен сумасшедшим и подвергнут домашнему аресту при полном запрете каких-либо публикаций (работа «Апология сумасшедшего», написанная в 1837 г. и ставшая своеобразным ответом властям, увидела свет лишь в 1914 г.). Тем не менее, Чаадаев оставался влиятельным мыслителем и способствовал духовному формированию таких мыслителей, как А. И. Герцен, В. Г. Белинский, М. А. Бакунин и др. Умер Чаадаев 14(26) апреля 1856 г. в Москве.
Цицерон Марк Туллий, древнеримский политический деятель, оратор, писатель. Родился 3 января 106 г. до н. э. в городе Арпинум неподалеку от современного города Чивитавекки в семье из сословия всадников. Приехав в Рим, обратил на себя внимание своим необыкновенным ораторским мастерством. Первое публичное выступление относится к 81—80 гг. н. э., когда Цицерон выступил с оппозицией диктатуре Суллы; первым его большим успехом было участие в 70 г. в громком процессе против сулланца Верреса; первую политическую речь произнес в 66 г. в поддержку Г. Помпея. В 63 г., раскрыв заговор Катилины, Цицерон стал консулом и первым сенатором Рима. С образованием 1-го триумвирата роль Цицерона падает (в 58—57 гг. ему даже пришлось удалиться в изгнание); во время гражданской войны между Цезарем и Помпеем он пытался выступить примирителем; с победой Цезаря оратор отошел от политики и вернулся в нее лишь после убийства Цезаря в 44 г. как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей — «филиппик» — против М. Антония. В 43 г., когда сенат потерпел поражение в борьбе со 2-м триумвиратом (М. Антоний, Октавиан Август, Лепид), имя Цицерона было занесено в проскрипционные списки; оратор погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа 7 февраля 43 г. до н. э. близ Кайеты (современная Гаэта). Из сочинений Цицерона сохранились 58 политических и судебных речей, не считая отрывков, 19 трактатов по риторике, политике («О государстве», «О законах»), практической философии («Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др.), теоретической философии («О пределах добра и зла», «О природе богов» и др.), а также свыше 800 писем.
Цецилий Стаций, римский поэт и комедиограф, по происхождению инсубр (галл с севера Италии). Во время одной из войн последней трети III в. до н. э. попал в плен к римлянам и был обращен в рабство; отпущенный на свободу, принял имя своего патрона (Цецилий). Подобно Плавту и Теренцию Цецилий перерабатывал греческие пьесы для римской сцены, более всего ценил Менандра. До нашего времени дошло свыше 40 названий произведений Цецилия и около 300 строк. Античные критики были о нем высокого мнения, один из них даже считал Цецилия самым значительным среди всех римских комедиографов.
Цезарь Гай Юлий, древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель из патрицианского рода Юлиев. Во время диктата Сул-лы, Цезарь, бывший родственником его противников, опасаясь репрессий, бежал в Малую Азию. Вернувшись в Рим после смерти Суллы в 78 г. до н. э., включился в политическую борьбу с его сторонниками, пятью годами позже был избран военным трибуном и активно боролся за права народных трибунов и реабилитацию сторонников Г. Мария. В 65 г. до н. э. Цезарь избирается эдилом и завоевывает популярность у римских граждан, как организатор пышных театральных представлений, гладиаторских боев и общественных обедов. В 62 г. до н. э. стал претором, затем, в течение 2 лет занимал должность наместника провинции Испания Дальняя, выказав незаурядный административный и военный талант. В 60 г. до н. э. заключил союз с двумя наиболее влиятельными политическими деятелями того времени — Г. Помпеем и М. Крассом (т. н. 1-й триумвират), и был избран консулом. В новой должности провел ряд законов, укрепивших государственное устройство: наделение ветеранов землей, снижение откупной суммы налогов на треть и др. После окончания срока консульства Цезарь назначен наместником в Галлию с правом набирать легионы и вести войну. В ходе галльских походов 58—51 гг. до н. э. завоевал всю заальпийскую Галлию и довел свою армию.до 10 легионов. После гибели Красса в 53 г. до н. э., Цезарь вступил в борьбу с Помпеем за единоличную власть. Разбив противника в битвах под Илердой (49), Фарсалом (48), Тапсом (46) и Мундой (45), в одной из которых тот погиб, Цезарь становится неограниченным диктатором, по сути — монархом, но — при сохранении республиканской формы правления. Однако монархические устремления Цезаря вызвали сильную оппозицию представителей знати, вылившуюся в заговор во главе с Г. Кассием и М. Ю. Брутом. 15 марта 44 г. до н. э., во время заседания сената, Цезарь был убит заговорщиками. До нас дошли два произведения Цезаря: «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне», а также известны утраченные сборники речей и писем, 2 памфлета, ряд стихотворных работ и трактат по грамматике. Кроме этого, Цезарь считается одним из величайших полководцев в истории человечества, знание трудов которого А. В. Суворов и Наполеон Бонапарт считали обязательным для любого офицера.
Цветаева Марина Ивановна, русская советская поэтесса, родилась 26 сентября 1892 г. в Москве в семье профессора Московского университета. Научилась читать в четыре года и очень рано начала писать стихи. В 1902— 1905 гг. училась в пансионах Италии, Швейцарии и Германии. Осенью 1910 г. вышел первый сборник стихов Цветаевой «Вечерний альбом», тепло встреченный М. Волошиным. Весной следующего года поэтесса приехала в Коктебель, где в доме Волошина познакомилась со своим будущим мужем С. Эфроном. Следующий сборник стихов — «Волшебный фонарь» (1915) — ознаменовал обретение Цветаевой поэтического мастерства. Третий сборник — «Версты», посвященный России и русским поэтам, — увидел свет лишь через семь лет. В том же 1922 г. создает цикл пьес, поэму-сказку «Царь-девица» и уехала за границу — сначала в Чехословакию, а в конце 1925 г. — во Францию, где печаталась в белоэмигрантской периодике. Здесь были написаны большинство произведений Цветаевой: поэмы «Поэма Горы» и «Поэма Конца» (1924), «Крысолов» (1925), книги «Ремесло», «Психея» (1923), «Молодец» (1924), «После России» (1928), трагедии на античные сюжеты «Ариадна» (1924) и «Федра» (1927), эссе о поэтах и художественном творчестве «Мой Пушкин», «Живое о живом», «Искусство при свете совести», «Поэт и время», мемуарные очерки «Дом у Старого Пимена», «Повесть о Сонечке». В 1938—1939 гг. был написан антифашистский цикл «Стихи к Чехии», и в том же году поэтесса вернулась на родину, где в основном занималась стихотворными переводами. 31 августа 1941 г., находясь в эвакуации в г. Елабуге, Цветаева из-за тяжелых жизненных обстоятельств покончила с собой.
Цвейг Стефан, австрийский писатель, родился 28 ноября 1881 г. в Вене в семье текстильного фабриканта. В 1899 г. после окончания гимназии поступил на филологический факультет Венского университета, где изучал романистику и германистику. Литературно-критическую деятельность Цвейг начал в 1900 г., опубликовав первые статьи в журналах Вены и Берлина. В 1904 г. окончил университет и получил степень доктора философии за работу о французском историке и искусствоведе Ипполите Тэне. В том же году вышел сборник его новелл «Любовь Эрики Эвальд» и переводы стихов бельгийского поэта Э. Верхарна, с которым Цвейг познакомился двумя годами ранее. В 1905—1906 гг. Цвейг много путешествует (Европа, Индия, Индокитай, Северная и Южная Америка). В годы Первой мировой войны выступает как активный пацифист, пишет антивоенные новеллы, статьи и пьесы. В 1920— 1928 гг. выходит трехтомный цикл биографий «Строители мира»: «Три мастера. Бальзак, Диккенс, Достоевский» (1920), «Борьба с безумием. Гельдерлин, Клейст, Ницше» (1925), «Три певца своей жизни. Казанова, Стендаль, Толстой» (1928). Помимо «Строителей мира» публикует отдельные биографические очерки об Э. Верхарне (1917), Р. Роллане (1921), около 30 лет работает над биографией О. Бальзака (опубликована в 1946). В промежутках между томами трилогии публикуются сборники новелл «Амок» (1922), «Смятение чувств», «Звездные часы человечества» (1927). С 1934 г. Цвейг жил в эмиграции (Великобритания, США, Бразилия), где издает сборник речей, эссе, критических выступлений «Встречи с людьми, книгами, городами» (1937), романы «Магеллан» (1938), «Нетерпение сердца» (1939), книгу воспоминаний «Вчерашний мир» (опубликована в 1944). Не выдержав разлуки с родиной и отчаявшись перед лицом войны, Цвейг покончил жизнь самоубийством 22 февраля 1942 г. в Петрополисе, Бразилия.
Хэзлитт Уильям, английский критик и публицист, родился 10 апреля 1778 г. в Мейстоне, графство Кент, в религиозной английской семье. Получил образование в духовном колледже, в 1810 г. перебрался в Лондон, где активно сотрудничал с либеральной оппозицией, главным рупором которой был еженедельник «Экзаминер», где кроме Хэзлитта публиковались Д. Хан, П. Б. Шелли и другие известные английские литераторы. В 1817 г. совместно с Хантом Хэзлитт выпустил книгу «Круглый стол», направленную против современного английского общества, двумя годами позже появилась первая самостоятельная книга «Политические опыты» той же направленности, а в 1820 г. — сборник историко-литературных эссе, посвященный творчеству Шекспира, «Лекции об английской драме елизаветинской эпохи», считающийся одним из образцов классической английской эссеистики. Также известен сборник «Дух времени» (1825), в котором Хэзлитт дает яркие, иногда острокритические портреты современных ему политических деятелей. Умер Хэзлитт 18 августа 1830 г. в Лондоне.
Хун Цзычэн, китайский писатель, поэт и философ XVII в., автор книги «Вкус корней» — сборника афоризмов «циньянь» (букв, «чистые изречения»). Во всех своих произведениях проявил широту мыслей и веротерпимость ко всем трем основным конфессиям Китая — буддизму, даосизму и конфуцианству, из-за чего они были одинаково популярны в среде приверженцев любой из них. Именно благодаря «Вкусу корней» жанр афоризмов вошел в моду и стал одним из самых излюбленных в китайской литературе.