Эразм Роттердамский, также — Дезидерий — псевдонимы Герхарда Гёрхардса — нидерландского ученого-гуманиста, писателя, филолога, богослова, виднейшего представителя северного Возрождения. Незаконный сын священника, Эразм родился 28 октября 1469 г. в Роттердаме, начальное образование получил в школе общины «Братьев общей жизни» в Нертогенбосхе, и авгус-тинском монастыре в Стейне, где в 1492 г. стал священником. Покинув монастырь, Эразм получил пост латинского секретаря при епископе Камбре, который в 1495 г. отправил Эразма изучать богословие в Парижский университет. По окончании его в 1499 г. посетил Англию, где читал лекции в Оксфорде и подружился с Т. Мором. В 1500 г. вышла книга «Поговорки» — сборник крылатых фраз античных авторов с собственными комментариями Эразма, принесшая ему едва ли не общеевропейскую известность. Оставаясь католиком и не принимая реформации, Эразм, тем не менее, испытывал влияние кружка т. н. оксфордских реформаторов, призывавших к новому, углубленному, научно-обоснованному прочтению священных текстов христианства. Итогом стала книга «Оружие христианского воина» (1504), в которой были сформулированы основные принципы «философии Христа» Эразма, направленной против внешней обрядности церкви и Ветхого завета, сюжеты которого философ считал не столь уж важными. В 1506—1509 гг. Эразм жил в Италии, где стал профессором богословия Туринского университета и активно сотрудничал со знаменитым издателем Альдом Мануцием, затем вновь приехал в Англию, где и закончил самое известное свое произведение — философско-сатирический памфлет «Похвала глупости» (1509). После его выхода Эразм стал, пожалуй, самым уважаемым и авторитетным богословом своего времени: в переписке с ним состояли практически все выдающиеся мыслители, он считался непререкаемым авторитетом в области гуманитарных наук, ему охотно помогали меценаты и приглашали под свое покровительство светские и церковные князья. Однако с 1514 г. предпочел обосноваться в швейцарском городе Базеле, где прожил до конца своих дней. В Базеле Эразм опубликовал работы «Наставление христианского государя», «Жалоба мира» (1516), греческий оригинал Нового завета со своими комментариями (1517) и собственный его перевод на латынь (1519), а также переводы античных и раннехристианских авторов. Несмотря на то, что в своих теологических воззрениях Эразм считается предтечей церковной Реформации, в 1524 г. он вступил в полемику с М. Лютером, опубликовав трактат «О свободе воли», а также труд «О желанном церковном согласии» (1533). Достаточно большое внимание Эразм уделял вопросам педагогики, написав целый ряд передовых для своего времени работ по воспитанию (в том числе — и христианскому) детей и подростков. Наиболее известными в этом ряду являются «Разговоры запросто» (1519—1535) и «О достойном воспитании детей с первых лет жизни» (1529). Умер Эразм 12 июля 1536 г. в Базеле.
Эпикур, древнегреческий философ-материалист, оказавший значительное влияние на позднеантичную и новоевропейскую философию. Родился на о. Самос, с 306 г. до самой смерти Эпикур жил в Афинах, где основал философскую школу «Сад» — одну из самых влиятельный философских школ эпохи эллинизма, ставшую главным оппонентом стоицизма. Философия Эпикура во многом основывается на идеях Демокрита. Ее основной идеей является определение истинной природой человека не разум, а способность к ощущениям, из чего следует, что целью жизни человека является достижение удовольствий, то есть отсутствие страданий (страстей и страха, изначально присутствующие в природе человека, от которых и призвана его излечить философия). Высшими наслаждениями по Эпикуру являются атараксия (невозмутимый покой души), мудрость, справедливость и дружба. Философ считал народные представления о мифологии как нечестивые и отвергал их, полагая, что боги, ведя блаженно-безмятежную жизнь, не вмешиваются в человеческую жизнь. Именно так, по его мнению, должен поступать любой мудрец. Из всего обширного наследия Эпикура (около 300 сочинений) до нас дошли лишь несколько его писем, ряд афоризмов и завещание.
Эпиктет, греческий философ-стоик. Настоящее имя неизвестно, в историю вошел под кличкой, буквально означающей «Прикупленный». Раб одного из фаворитов Нерона, позднее — вольноотпущенник. Под влиянием лекций стоика Мусония Руфа стал последователем этого учения. После указа императора Домициана об изгнании философов из Рима, в 89 г. поселился в Никополе. По примеру Сократа Эпиктет ничего не писал, а проповедовал стоическое учение в беседах и уличных спорах в жанре «диатриб», во многом близком христианской проповеди. Основа его учения заключалась в выработке человеком такой морально-нравственной позиции, при которой он, независимо от обстоятельств, сохраняет независимость от этих обстоятельств и духовную свободу. Ряд высказываний Эпиктета дошли до нашего времени в записях его ученика Арриана Флавия.
Энгельс Фридрих, немецкий общественно-политический деятель, философ, один из основоположников марксизма. Родился Энгельс 28 ноября 1820 г. в прусском городе Бармен в семье фабриканта. Окончив гимназию (1837), Энгельс занимается самообразованием; в 1841 г., находясь на военной службе в Берлине, посещает лекции Берлинского университета, усиленно занимается философией и вступает в студенческий кружок младогегельянцев. В то время уже известен поэтическими и литературно-публицистическими произведениями, опубликованными под псевдонимом Ф. Освальд. В 1841—1842 гг. пишет ряд статей и брошюр, направленных против Ф. Шеллинга и его учения (самая известная — «Шеллинг и откровение»), противопоставляя им учение Л. Фейербаха. После окончания службы осенью 1942 г. едет в Манчестер, на текстильную фабрику, совладельцем которой был его отец. По дороге знакомится в Кельне с главным редактором «Рейнской газеты» К. Марксом. В Англии сходится с лидерами чартистского движения «Северная звезда», сам вступает в чартистскую партию и пишет книгу «Положение рабочего класса в Англии» (1845). По возвращении на родину пишет совместно с Марксом ряд работ, устанавливает связи с немецкими социалистами, активно сотрудничает в социалистических журналах. Опасаясь ареста, весной 1845 г. покидает Германию и направляется в Брюссель, куда перед этим переселяется Маркс, высланный из Франции. Осенью 1845 г. Маркс и Энгельс приступают к работе над «Немецкой идеологией» (1845—1846), в которой впервые дается развернутое изложение материалистического понимания истории и исходные положения нового мировоззрения — научного коммунизма, а на следующий год создают прообраз коммунистической партии — Брюссельский коммунистический корреспондентский комитет. В следующем году коренным образом преобразовывают парижский «Союз справедливых», проводят два его конгресса (новый лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»), а в феврале 1848 г. выпускают «Манифест коммунистической партии». В конце 1849 г. Энгельс приезжает в Лондон, где в 1850 г. выпускает ряд работ, обобщающих опыт революции и продолжающих разработку теории и тактики революционного пролетариата («Германская кампания за имперскую конституцию», «Крестьянская война в Германии» и др.). В ноябре 1850 г. переезжает в Манчестер, где работает в торговой конторе своего отца и финансово поддерживает Маркса, находящегося в крайне тяжелых условиях. Кроме того, по просьбе Маркса Энгельс пишет ряд статей «Революция и контрреволюция в Германии», которые были опубликованы прогрессивной американской газете «Нью-Йорк Дейли Трибьюн» в 1851—1852 гг. за подписью Маркса. В 1851 г. Энгельс приступает к систематическим занятиям военной теорией, итогом которых стали статьи о Крымской войне, о национально-освободительных войнах в Индии и Китае, об итало-франко-австрийской войне, о Гражданской войне в США, о франко-прусской войне («Заметки о войне», 1870—1871), а также ряд статей и заметок по военным вопросам для «Новой американской энциклопедии», а сам Энгельс стал военным теоретиком пролетарской партии и разработал ее стратегию в национально-освободительных движениях. В 1873 г. Энгельс приступил к созданию своего главного труда, посвященного философским проблемам естествознания, — «Диалектика природы», в котором он хотел дать диалектико-материалистическое обобщение всех важнейших достижений естественно-научной мысли, и над которым он работал с большими перерывами в течение 1873—1883 гг., хотя так и не смог закончить. Способствовал формированию и укреплению социалистических партий в Германии, Франции, Испании, Италии, США и других странах, а с созданием 28 сентября 1864 г. Международного товарищества рабочих — 1-го Интернационала — становится одним из его руководителей. В 1877—1878 гг. пишет работу «Анти-Дюринг», направленную против Е. Дюринга и его философской эклектики. (В 1880 г., с целью популяризации труда в массах, три его главы были опубликованы в виде брошюры «Развитие социализма от утопии к науке»). После смерти Маркса Энгельс начинает составлять окончательный текст не изданных томов «Капитала», занимаясь этой работой почти до конца своей жизни (2-й том вышел в 1885 г., 3-й — в 1894 г.). Помимо этого, подготовил третье и четвертое немецкое издание 1-го тома «Капитала», а также английское издание 1-го тома, написал труды «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886). В 1889 г. добивается создания 2-го Интернационала. Последняя работа — брошюра «Крестьянский вопрос во Франции и Германии» (1884). Умер 5 августа 1895 г. в Лондоне.
Энвери (Анвари) Али Аухадеддин, персоязычный поэт, возможно — таджикского происхождения. Родился в начале XII в. в Хаверане, провинция Хорасан. Автор обширного «Дивана» — поэтического сборника, построенного в строгом порядке стихотворных форм. Считается одним из создателей и мастеров нового стиля панегирической поэзии, получившего название «иракский». Однако в конце жизни Энвери полностью отказывается от этого стиля и даже обличает его в специальном цикле стихов, написанных в жанре кита («отрывки»). Умер Энвери в конце XII в.
Эйнштейн Альберт, немецкий физик, создатель теории относительности и один из создателей квантовой теории и статистической физики. Родился Эйнштейн 14 марта 1879 г. в Ульме в семье совладельца электромеханического предприятия. В гимназии увлекся философией, математикой и популярной литературой по астрономии. Закончил Цюрихский политехнический институт (1900), в 1902—1909 гг. — эксперт в федеральном патентном бюро в Берне. Здесь Эйнштейн опубликовал свои первые научные работы, одна из которых — «Новое определение размеров молекул» (1905) была защищена им в Цюрихском университете как докторская диссертация. В те же годы Эйнштейн разрабатывает и доказывает общие положения теории относительности, положившей конец т. н. «ньютоновской физики», выполняет исследования по статистической физике, броуновскому движению, теории излучения и др. Эти работы принесли ученому широкую известность: в 1909 г. он стал профессором Цюрихского университета, в 1911—1912 гг. — Немецкого университета в Праге. В 1912 г. Эйнштейн возвращается в Цюрих и занимаег кафедру в Цюрихском политехникуме. На следующий год избирается членом Прусской и Баварской Академии наук и в 1914 переезжает в Берлин, где до 1933 г. является одновременно директором физического института и профессором Берлинского университета. В этот период он завершает создание общей теории относительности и развивает квантовую теорию излучения. В 1921 г. за открытие законов фотоэффекта и работы в области теоретической физики ему присуждается Нобелевская премия по физике и фотохимии. С приходом к власти в Германии нацистов, Эйнштейн в знак протеста против фашизма в 1933 г. отказывается от германского подданства, выходит из состава академии и эмигрирует в США, где становится членом Принстонского института высших исследований. В этот период он пытался разработать единую теорию поля, занимался вопросами космологии. В 1940 г. Эйнштейн подписал письмо к президенту США, в котором указал на опасность появления ядерного оружия в фашистской Германии, что стимулировало организацию ядерных исследований в США, во главе которых встал сам ученый. После окончания Второй мировой войны, Эйнштейн выступает активным сторонником запрещения ядерного оружия и подписывает воззвание Б. Рассела. Научные труды Эйнштейна сыграли большую роль в развитии современной физики, явившись основой квантовой электродинамики, квантовой теории поля, атомной и ядерной физики, физики элементарных частиц и других разделов физики и астрофизики. Умер 18 апреля 1955 г. в Принстоне.
Эзоп, древнегреческий баснописец VI в. до н. э. Биография неизвестна. По преданию, родился во Фригии (Малая Азия), Эзоп был рабом, а впоследствии — вольноотпущенником, служил при дворе лидийского царя Креза и был убит в Дельфах. Эзоп считается автором сюжетов всех (более 300) известных античных басен, краткие записи которых собираются уже в 4—3 вв. до н. э. Басни Эопа отличают скепсис и пессимизм, их главными героями, как правило, являются животные, язык — близок к разговорному. Сюжеты Эзопа составили основной фонд сюжетов европейской литературной басни от Федра и Бабрия до Ж. Лафонтена и И. А. Крылова.
Шоу Джородж Бернард, английский драматург, один из создателей современной «драмы идей», ирландец по происхождению. Родился 26 июля 1856 г. в Дублине в семье мелкого государственного служащего. По окончании школы (1871) Шоу служил клерком в фирме по продаже недвижимости. В 1876 г. Шоу переехал в Лондон, где занимался журналистикой, в том числе писал музыкальные рецензии и литературой, однако ни один из романов, написанных им в 1879—1883 гг. («Неразумный брак», 1880; «Любовь артиста», 1881; «Профессия Кэшеля Байрона», 1882; «Неуживчивый социалист», 1883), не были приняты издателями и печатались в социалистической периодике. В 1884 г. Шоу стал одним из основателей «Фабианского общества» и на протяжении ряда лет широко пропагандировал идеи социализма, издавая агитационные трактаты, брошюры и книги. Творческим методом Шоу был парадокс как средство ниспровержения признанных идеологических устоев. Ранние пьесы Шоу («Дома вдовца», 1892; «Сердцеед», 1893; «Профессия г-жи Уоррен», 1894) не пользовались успехом и были изданы отдельным сборником «Пьесы неприятные» (1898). Как бы в противовес ему, в том же году выходит сборник «Пьесы приятные» («Оружие и человек», 1894; «Кандида», 1894; «Избранник судьбы», 1895; «Поживем — увидим!», 1895), а в 1901 г. — третий цикл «Три пьесы для пуритан»: «Ученик дьявола» (1896—1897), «Цезарь и Клеопатра» (1898), «Обращение капитана Брасбаунда»(1899). Новый период творчества Шоу, в котором он создал свои наиболее социально значимые произведения, приходится на начало XX в. В этот период он пишет пьесы «Человек и сверхчеловек» (1901—1903), «Другой остров Джона Булля» (1904) «Майор Барбара» (1905), «Дилемма врача» (1906), «Женитьба» (1908), «Разоблачение Бланко Поснета» (1909), «Мезальянс» (1910), «Первая пьеса Фанни» (1911), «Андрокл и лев» (1913) и, конечно, «Пигмалион», с триумфом прошедший на подмостках театров в 1913 г. и вошедший в золотой фонд мировой драматургии. Следующий этап творчества Шоу приходится на 1917—1923 гг. В этот промежуток времени он создает гротескный фарс «Аннаянска, большевистская императрица» (1918) — отклик на Октябрьскую революцию 1917 в России, пьесу «Дом, где разбиваются сердца» (1913—1919, написана под влиянием А. П. Чехова), «метабиологическую» драму из пяти не связанных единством фабулы частей «Назад к Мафусаилу» (1918—1920), единственную свою трагедию «Святая Иоанна» (1923) о судьбе Жанны д'Арк. В 1925 г. Шоу присуждается Нобелевская премия по литературе «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». После нескольких лет перерыва он возвращается к драматургической деятельности и создает эксцентрические комедии «Тележка с яблоками» (1929), «Плохо, но правда» (1931), «На мели» (1933), «Простачок с Нежданных островов» (1934), «Женева» (1938), «Миллионерша» (1936), историческую пьесу «В золотые дни доброго короля Карла». В начале 1930-х годов Шоу, уже на восьмом десятке лет, совершает кругосветное путешествие, под впечатлением от которого пишет несколько статей и выступает с ними по радио. Последние свои пьесы пишет в 1948 г. («Миллиарды Байанта») и 1950 г. («Вымышленные басни»). Умер Шоу 2 ноября 1950 г. в Эйот-Сент-Лоренс.
Шопенгауэр Артур, немецкий философ-идеалист. Родился Шопенгауэр 22 февраля 1788 г. в г. Данциг в семье представителя старинной торговой фирмы. В 1799 г. поступает в частную гимназию Рунке, а через десять лет — сначала на медицинский, а затем — философский факультет Гёттингенского университета, где учится до 1811 г. В начале октября 1811 г. Йенский университет на основании присланной Шопенгауэром диссертации, заочно провозглашает его доктором философии. Двумя годами спустя выходит первый труд Шопенгауэра «О четверояком корне закона достаточного основания». Написав следующий труд — «Мир как воля и представление», Шопенгауэр отправляется в путешествие по Италии, вернувшись из которого летом 1820 г. переезжает в Берлин, где становится приват-доцентом Берлинского университета, о его филoсофские взгляды не нашли поддержки у руководства университета. Так и не став профессором, Шопенгауэр оставляет университет и весной 1922 г. вновь отправляется в путешествие по южно-европейским странам, ас 1831 г. поселяется во Франкфурте-на-Майне, где живет на протяжении 28 лет. Основное сочинение философа — двухтомный труд «Мир как воля и представление» (1819—1844). В нем он сводит априорные формы времени, пространства и категории рассудка, введенные в научный оборот И. Кантом, к единой основе, которую называет «законом достаточного основания». Мир видится Шопенгауэру слепой, безосновной волей к жизни, делящейся на множество «объективации», каждая из которых стремится к безусловному господству над всеми прочими, что порождает бесконечную «войну всех против всех». Подчеркивая иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в самой воле к жизни с ее бессмысленностью и вечной неудовлетворенностью, Шопенгауэр — в противовес Лейбницу — называл мир «наихудшим из возможных», а свое учение — «пессимизмом». Философия Шопенгауэра получила распространение со 2-й половины XIX в., став предшественником ряда концепций глубинной психологии (учение о бессознательном); влияние Шопенгауэра испытали Р. Вагнер, Ф. Ницше, Т. Манн и др. Умер 21 сентября 1860 г. во Франкфурте-на-Майне.
Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих, немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк, выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени. Родился Шиллер 10 ноября 1759 г. в Марбахе-на-Неккаре в семье военного фельдшера на службе герцога Вюртембергского. Воспитывался в строгой религиозной атмосфере; в 1772 г., окончив латинскую школу в Людвигсбурге, по приказу герцога Карла Евгения был зачислен в военную школу сначала на юридическое, а затем на медицинское отделение, где познакомился с идеями английских и французских просветителей, а также с творчеством У. Шекспира, Лессинга и произведений поэтов «Бури и натиска». В 1780 г., получив диплом, назначен полковым врачом в Штутгарт, где издал первую книгу — сборник стихов «Антология на 1782 г.» и завершил работу над первым драматическим произведением — «Разбойники» (изд. 1781, пост. 1782). В 1783 г. была написана драма из итальянской истории «Заговор Фиеско в Генуе». В том же году Шиллер, за самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление «Разбойников» подвергся аресту и запрету от герцога писать что-либо, кроме медицинских сочинений. Шиллер бежал из Вюртемберга и поселился сначала в деревушке Бауэрбах, где закончил драму «Луиза Миллер» (впоследствии названа «Коварство и любовь», 1784), затем с 1785 по 1787 гг. — в Лейпциге и Дрездене. В этот период была создана драма из испанской истории XVI в. «Дон Карлос». Новый этап жизни и творчества Шиллера открывается в 1787 г. с его отъездом в Веймар, где писатель прожил до конца своих дней и создал самые значительные свои произведения. Изучая историю, философию, эстетику, с 1788 г. Шиллер редактирует серию книг под названием «История замечательных восстаний и заговоров», пишет «Историю отпадения Нидерландов от испанского правления» (вышел только 1 том), при содействии И. В. Гёте в 1789 г. занимает место профессора истории на кафедре Иенского университета, где в 1793 г. опубликовал «Историю Тридцатилетней войны» и ряд статей по всеобщей истории. Под влиянием философии И. Канта, приверженцем которой Шиллер к тому времени стал, он пишет ряд эстетических трудов: «О трагическом искусстве» (1792), «О грации и достоинстве» (1793), «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795), «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795—1796) и др. Шиллер сочувственно встретил весть о Великой французской революции (тем более, что в 1792 г. Конвент присвоил ему звание «почетный гражданин Французской республики», однако он, в целом одобряя низвержение феодальных порядков, крайне негативно отнесся к казни Людовика XVI, ибо к тому времени считал неприемлемым любое проявление насилия. Точно так же негативно писатель воспринимал и сами революционные средства общественного переустройства, поскольку, в соответствии с его жизненной философией, «путь к свободе ведет только через красоту», в частности — через искусство. Новый подъем творчества Шиллера знаменует его дружба с Гёте. Они совместно создают цикл эпиграмм «Ксении» (греч. — «подарки гостям»). В 1795—1798 гг. Шиллер редактирует журнал «Ди Орен» в состязании с Гёте пишет баллады «Водолаз» (в пер. В.А.Жуковского «Кубок»), «Перчатка», «По-ликратов перстень», «Ивиковы журавли» и др. С 1791 г. Шиллер вынашивал замысел трагедии «Валленштейн» из эпохи Тридцатилетней войны 1618—1648 гг. (опубл. в 1800), в процессе создания выросшей в трилогию: «Лагерь Валленштейна» (пост. 1798), «Пикколомини» (пост. 1799), «Смерть Валленштейна» (пост. 1799). В 1801 г. появляются еще две пьесы на историческую тему — «Мария Стюарт» и «Орлеанская дева». Следующие драмы появляются в 1803 («Мессинская невеста») и 1804 («Вильгельм Телль») гг. Последняя — «Дмитрий» из русской истории, осталась незаконченной — 9 мая 1805 г. Шиллер скончался в Веймаре. Шиллер является одним из крупнейших трагиков мировой литературы и одним из самых популярных иностранных писателей в России, где он стал известен еще в 90-е годы Х\Ш1 в. в переводах Н. И. Гнедича, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и др.