Навои Низамаддин Мир Алишер, узбекский поэт, мыслитель, государственный деятель родился в 1441 г. в Герате в семье тимуридского чиновника Гия-саддина Кичкине, дом которого был центром общения людей искусства, в том числе поэтов. Уже к 15 годам Алишер Навои приобрел известность как поэт, писавший на двух языках — тюрки и фарси. Учился в трех медресе — в Герате, Мешхеде и Самарканде. Воспитывался при дворе вместе с наследником хоросанс-кого престола султаном Хусейном Байкара, который в 1472 г. назначил Навои своим визирем. Просвещенный визирь покровительствовал ученым, людям искусства, строил больницы, медресе, общежития, дороги и мосты. Борьба с несправедливыми судьями, взяточниками закончилась для Навои тем, что в 1487 г. он был отослан в почетную ссылку правителем в отдаленную провинцию Астрабад. Через год он вернулся в Герат, где посвятил себя целиком поэзии и науке. Он возвеличивал верность в любви, в дружбе, патриотизм, людей чести и долга. Все стихотворения на родном языке были собраны в сборник «Сокровищница мыслей». Вершиной его творчества стала традиционная для поэтов Востока «Пятерица» («Хамсе», 1483—1485) — пять поэм, написанных в традициях сочинения Низами Гянджеви. Это поэмы «Смятение праведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет», «Искандерова стена». Наследие Навои обширно. Лирическая поэзия собрана автором в четыре дивана. Он оказал влияние на развитие узбекской и других тюркоязычных литератур. Алишеру Навои принадлежат также исторические и языковедческие трактаты, философско-публицистические сочинения. Навои умер в Герате (современный Афганистан) в 1501 г.
Исократ родился в 436 до н. э. в Афинах. Выдающийся древнегреческий оратор и писатель-публицист, сторонник олигархии, защитник аристократии и убежденный противник демократии. Ученик Протагора. Исократ был основателем знаменитой школы риторики, учеником софистской школы, на его мировоззрение большое влияние оказал Сократ. Исократ — автор многих политических памфлетов в форме речей. Наиболее знаменит его «Панегирик», в котором Исократ развивает мысль о необходимости политического объединения греков для совместного завоевательного похода на персов. Во многих своих произведениях Исократ выступал с обоснованием преимуществ монархии перед республикой (так называемые «Кипрские речи»), с критикой демократии как формы правления, в частности, с осуждением внешнеполитического курса фиванской демократии. В конце своей жизни Исократ призывал македонского царя Филиппа II осуществить объединение Эллады и возглавить поход греков против персов. Сохранилось 30 произведений Исократа: 21 речь и 9 писем; все они — ценный источник для изучения социально-политической истории и культуры Греции IV в. до н. э. Умер в 338 г. до н. э.
Иоанн Златоуст, святой, один из величайших отцов церкви, родился в 347 г. в Антиохии. Получил образование под руководством ритора Ливания, антиохийского епископа св. Мелетия и Диодора. 4 года он провел в пустыне, где были написаны «Слово о священстве» и «В защиту монашества». В 397 г. Иоанн Златоуст был избран архиепископом Константинополя. Он обличал роскошь и пороки императорского дворца, а также развращенности высшего духовенства, чем вызвал крайнее недовольство константинопольского правительства. Собор, созванный императрица Евдокией, осудил его и отправил в заточение. Иоанн Златоуст был блестящим оратором (отсюда его прозвище, с 6 в.). Проповеди его по сей день считаются образцами христианского ораторского искусства. Умер в 407 г. Причислен христианской церковью к лику святых.
Иоанн Дамаскин, знаменитый византийский богослов и отец восточной церкви, философ и поэт, родился около 675 г. в Дамаске, в христианской арабской семье. Был министром дамасского халифа, потом монахом. Получил энциклопедическое образование в греческом духе. Активно выступал против иконоборчества, пропагандировал иконописание. Иоанн Дамаскин стремился упорядочить науку под эгидой церковной догмы и на основе аристотелевской логики, он создал основы схоластического метода, позднее получившего развитие у средневековых теологов Запада. В 754 г. Иконоборческий собор предал анафеме Иоанна Дамаскина как «мыслящего по-сарацински, сочинителя лжи, клеветавшего на Христа, злоумышлявшего против империи, учителя нечестия, извратившего Писание». Дамаскин покинул Иерусалим, чтобы стать монахом в монастыре святого Саввы, где он занялся поэзией и философией. Главное сочинение — «Источник знания»; это компендиум философских и богословских сведений, предвосхищающий «суммы» западных схоластов. Труды Дамаскина получили распространение в восточно-христианских странах: Грузии, Древней Руси и др. В историю литературы Дамаскин вошел как выдающийся поэт, создавший ряд знаменитых церковных песнопений. Умер в монастыре около 753 г.
Дюма Александр (отец) родился в 1802 г. в Виллер-Котре, департамента Эн, в семье знаменитого наполеоновского кавалерийского генерала. За республиканские убеждения генерал впал в немилость и в 1806 г. умер. Мать Александра осталась без средств и не смогла дать сыну образование. Мальчик пополнял недостаток знаний чтением, увлекшись Ф. Шиллером, В. Скоттом и В. Шекспиром. Дюма рано стал писать и начал с водевилей. В 1822 г. он переселился в Париж и получил место в канцелярии герцога Орлеанского. Продолжая увлекаться театром, Дюма написал несколько драм — «Генрих III и его двор» (1829), «Нельская башня» (1832), «Кин» (1836). Пьесы имели успех. И все же романист в Дюма победил драматурга, и в 1835 г. вышел его первый исторический роман «Изабелла Баварская», затем газеты Парижа публикуют один за другим историко-приключенческие романы, которые принесли Дюма всемирную известность. В 1840-е гг. появились трилогия «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон», а также «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Сорок пять», «Граф Монте-Кристо» и др. Полное собрание сочинений Дюма насчитывало более 1000 томов. Только «Воспоминания» (1852—1854) состоят из 22 книг. В 1858 г. Дюма побывал в России и в том же году издал путевые записки «Из Парижа в Астрахань» в пяти томах. Необыкновенная плодовитость Дюма объяснялась тем, что вместе с ним над его книгами работали многочисленные сотрудники, но они только были исполнителями его проектов и планов, главным же творцом оставался он сам. Умер в 1870 г. в Пюи, департамент Нижняя Сена.
Достоевский Федор Михайлович родился 11 ноября 1821 г. в Москве. Его отец служил лекарем в Мариинской больнице. С 1834 по 1837 г. Достоевский обучался в частных пансионах, в 1837 г. уехал в Петербург и продолжил образование в Петербургском военно-инженерном училище, которое окончил в 1843 г. В 1844 г. была опубликована первая работа Достоевского — перевод романа Бальзака «Евгения Гранде», а через год Достоевский написал собственный роман «Бедные люди», сразу нашедший одобрение в литературных кругах. С весны 1847 г. Достоевский посещал общество М. В. Петрашевского, где познакомился с запрещенной литературой, а с 1848 г. стал активным участником кружков Н. А Спешнева и С. Ф Дурова. В апреле 1849 г. Достоевский вместе с другими участниками кружков бьш арестован, восемь месяцев провел в заключение в Петропавловской крепости и был приговорен к смертной казни. Однако в последний момент смертную казнь заменили четырехлетней каторгой с последующим определением в солдаты. Отбывал каторгу в Омской крепости. Единственной его книгой в то время было Евангелие. С 1850 по 1857 гг. служит в Семипалатинске, получил чин прапорщика, ему вернули потомственное дворянство, а в 1858 г. разрешили печатать свои произведения. Вскоре Федор Михайлович опубликовал повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». В 1859 г. получил разрешение переехать в Петербург, а в 1861 г. вышел в свет его роман «Униженные и оскорбленные», а вскоре — «Записки из Мертвого дома». В 1864 г. Достоевский издал роман «Записки из подполья», оказавший огромное влияние на философию XX века. Чогда за ним закрепилась слава национального российского философа. В 1863—1864 гг. путешествовал по Европе. Самые известные его романы: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872). В 1873-1874 гг. Достоевский бьш редактором журнала «Гражданин», где начал публиковать «Дневник писателя». В 1875 г. вышел его роман «Подросток», в 1879—1880 гг. издал свой последний роман «Братья Карамазовы». Умер 9 февраля 1881 г. в Петербурге.
Диоген Синопский родился около 404 г. до н. э. Был ярким представителем школы киников, последователем основателя школы Антисфена. Диоген считал идеальным первобытное общество, а потому решительно отвергал цивилизацию, государство, культуру,. Не признавал патриотизма, называл себя космополитом, и вслед за Платоном отвергал семью, проповедуя общность жен. Выказывал абсолютное равнодушие к жизненным удобствам и, не имея собственного жилья, поселился в бочке. О нем сохранилась притча. Александр Македонский захотел озолотить Диогена и, подойдя к бочке, в которой обосновался философ, спросил: «Что бы ты хотел получить от меня, Диоген?» Диоген спокойно отозвался: «Чтобы ты отошел, поскольку загораживаешь мне солнце». Из всех гражданских и человеческих категорий бытия он признавал лишь одну — аскетическую добродетель. Умер около 323 г. до н. э.