Главная » Статьи » Биографии авторов

В категории материалов: 292
Показано материалов: 101-110
Страницы: « 1 2 ... 9 10 11 12 13 ... 29 30 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
МАКОЛЕЙ ТОМАС БАБИНГТОН (1800-1859) Маколей Томас Бабингтон, английский историк, публицист и политический деятель; родился в 1800 г. в Ротли-Темпл, в графстве Лестершир, в старинной дворянской семье. Получил хорошее домашнее образование. По окончании колледжа поступил в Оксфордский университет, окончив его, занялся адвокатской практикой. В 1830 г. Маколей был избран в палату общин парламента и стал одним из ведущих ораторов партии вигов, которая представляла интересы дворян и аристократов, вступивших на стезю предпринимательства, а также крупных торговцев, промышленников, финансистов — выходцев из «третьего сословия».
  В 1833—1838 гг. — член Верховного совета при вице-короле Индии. Маколей Провел в Индии реформу просвещения, направленную на насильственное внедрение английской культуры и языка. За пять лет Маколей создал государственную систему повсеместного перехода обучения на английский язык. За «выдающиеся заслуги перед отечеством» получил титул лорда. В 1838 г. Маколей возвратился в Лондон. В 1839—1841 гг. он — военный министр Великобритании.
  Был непримиримым противником чартистского движения и всеобщего избирательного права. В многотомной «Истории Англии» (1849—1861), охватывающей события 1685—1702 гг., и в других исторических сочинениях изображал английскую историю как движение по пути прогресса под руководством вигов. «История Англии» занимает промежуточное место между научным исследованием и историческим романом. Большой популярностью пользовались также его «Песни древнего Рима».
  Маколей, являясь умеренным либералом и защитником капитализма, находил, что революция 1688 г. установила гармонию между королем и парламентом, а парламентская реформа 1832 г. положила начало эпохе мира и сотрудничества классов. Умер в 1859 г. в Лондоне.
Категория: Биографии авторов | Просмотров: 454 | Автор: Lojke
МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО (1469-1527) Макиавелли Никколо, знаменитый итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик, государственный секретарь флорентийской республики, родился в 1469 г. во Флоренции в знатной, но обедневшей семье. В 1498 г. стал секретарем Совета Десяти Флорентийской республики, выполнял важные дипломатические поручения. В 1512 г., когда род Медичи в шестой раз узурпировал власть во Флоренции, Макиавелли получил отставку и был сослан в свое загородное имение. Там, он написал несколько трудов по политической истории, философии и теории военного дела.
  Наиболее значительными считаются трактат «О военном искусстве» (1521) и четыре книги «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия» (1531), «История Флоренции» (1532). Всемирную известность принес ему трактат «О Шсударе» — второе название русского перевода этой книги — «Князь» (1532).
  Убежденный патриот, он считал, что все беды Италии происходят из-за раздробленности и междоусобиц, и видел спасение Италии только в неограниченной власти государя, не учитывающей каких-либо требований нравственности и справедливости, интересов церкви и благополучия подданных.
  Система политики, не останавливающейся ни пред чем для достижения намеченной цели, получила название макиавеллизма. Макиавелли разделял веру большинства гуманистов в творческие возможности человека. Согласно его концепции, сильная личность способна противостоять случайным стечениям обстоятельств, противопоставив им свою волю и проницательность. Он полагал, что выдающийся человек способен выдержать любые удары слепой судьбы и создавать историю. В своих трудах изобразил господствовавшую тогда систему династической политики, как единственно правильную. Его книги имели колоссальный успех у современников.
  Как историк, он внес большой вклад в развитие историографии. Он искал исторические закономерности, глубокую причинную связь событий. Рассматривал историю как столкновение «вечных» страстей и интересов, индивидов и сословий. Важнейшей движущей силой истории считал политическую борьбу.
  Макиавелли — автор карнавальных песен, сонетов, новелл и других литературных произведений. Наиболее известна его комедия «Мандрагора», обличающая нравы тогдашней Флоренции.
  В трактате «О военном искусстве» (1521) Макиавелли резко критиковал систему наемных войск, занимающихся грабежом, и рекомендовал заменить наемников постоянной армией и ввести всеобщую воинскую повинность. Многие идеи он заимствовал у Вегеция, нередко механически перенося опыт армии Древнего Рима в совершенно иную эпоху. В 1506—1510 гг. создал во Флоренции пешее и конное ополчение (до 20 тысяч человек), которое в 1512 г. было разбито профессиональной испанской армией. Католическая церковь в 1559 г. внесла сочинения Макиавелли в «Индекс запрещенных книг». Умер во Флоренции в 1527 г.
Категория: Биографии авторов | Просмотров: 389 | Автор: Lojke
МААРРИ, аль-МААРРИ (973-1057) Маарри, аль-Маарри, Абу-ль-Ала Ахмед ибн Абдулла ибн Сулейман ат-Тану-хи, арабский поэт и мыслитель, родился в 973 г. в городе Мааррет-эн-Нурмаи, в Сирии, в семье высокообразованного филолога.
  Ослеп в трехлетнем возрасте; в детстве проявил необычайные способности к языкам и поэзии. Увлекался стихами странствующего поэта аль-Мутанабби и считал себя его учеником (915—965). Мутанабби выдавал себя за пророка и завоевал громадную популярность во всем арабском мире благодаря патриотической направленности своей поэзии. Маарри, аль-Маарри написал комментарий к дивану его стихов под названием «Чудо Аллаха».
  В книге стихов «Обязательность необязательного» выступает как философ-гуманист и критик социальной несправедливости. При этом он считал, что несправедливость вообще свойственна бытию, так как она присуща деяниям бога-творца. Воспевал человеческий разум, как основу познания, он считал, что до конца постичь истину человек не может.
  аль-Маарри видел цель жизни в служении людям, активно проповедовал умеренность и воздержание. В прозаических сочинениях «Послание о прощении» (1033) и «Послание об ангелах» высмеивал идею бессмертия души и представления о загробной жизни, полагая, что Земля возникла в результате естественного процесса. Писал усложненным языком, часто обращаясь к игре слов. Умер в 1057 году.
Категория: Биографии авторов | Просмотров: 380 | Автор: Lojke
ЮСТИНИАН I ВЕЛИКИЙ (ок. 482-565) Юстиниан I Великий, плное имя — Юстиниан Флавий Петр Саббатий. Император Византии (Восточной Римской империи), выходец из крестьянской семьи в Македонии. Получил образование благодаря своему дяде, императору Юстину I и, будучи приближен им ко двору, оказывал большое влияние на государственные дела. В 521 г. Юстиниан стал консулом и в апреле 527 г. был провозглашен императором наряду с Юстином, скончавшимся через несколько месяцев от болезни.
  С первых же дней правления стремился возродить былое могущество, славу и границы Римской империи. Одним из шагов на этом пути стала проведенная в правление Юсиниана юридическая реформа, причем Кодекс законов («Кодекс Юстиниана» в 12 книгах, а также выпущенных к 534 г. 50 книг «Дигест» — юридического канона по всему римскому законодательству), разработанный для нее, оставался непревзойденным более тысячи лет. Эта законодательная деятельность в целом была направлена на общую централизацию государства: единая империя во главе с абсолютным и неограниченным монархом, едиными для всех граждан законами, религией, формой собственности и семьи.
  Вследствие реформ 535—536 гг. были укрупнены административные округа со средоточением в руках их правителей гражданской и военной власти, упорядочены и усилены государственный аппарат и армия, поставлены под контроль государства ремесло и торговля. Одновременно стимулировалось грандиозное строительство (города, дворцы, храмы, в том числе — храм святой Софии в Константинополе), проводилась завоевательная политика (в 533—534 гг. отбиты Северная Африка, Сардиния и Корсика, в 535—555 г. — Апеннинский полуостров и Сицилия, в 554 г. — юго-восточная часть Пиренейского полуострова, в 527—532 и 540—561 гг. велись войны с Персией и восточными славянами).
  Итогом жесткой политики, проводимой Юстинианом, стали многочисленные народные восстания, включая знаменитую «Нику» в Константинополе (532 г.).
  К концу жизни Юстиниан в значительной мере охладел к честолюбивым мечтам молодости, увлекся теологией и все меньше и меньше занимался делами государства. Его излюбленным времяпрепровождением стали беседы и споры со служителями церкви и философами. Летом 565 г. он разослал для обсуждения по епархиям свой догмат о нетленности тела Христова, но результатов его уже не дождался. Умер Юстиниан между 11 и 14 ноября 565 г. в Константинополе.
Категория: Биографии авторов | Просмотров: 372 | Автор: Lojke
ЮМ ДЭВИД (1711-1776) Юм Дэвид, английский философ, историк, экономист и публицист, сформулировавший принципы новоевропейского агностицизма. Родился 7 мая 1711 г. в Эдинбурге, в семье небогатого шотландского дворянина. Юм получил юридическое образование в Эдинбургском университете.
  В 1739 г. Юм опубликовал свое главное сочинение «Трактат о человеческой природе», в котором отрицал в принципе познаваемость мира и обосновывал бездоказательность существования причинности в человеческой психике. Однако славу на родине Юму принесли «Эссе» (1741) на общественно-политические, морально-эстетические и экономические темы. В основе этики Юма лежит концепция неизменной человеческой природы. С ее точки зрения человек — слабое, подверженное ошибкам и капризам существо, которому образование приносит не знания, а привычки, а моральные оценки которого проистекают из его личного чувства удовольствия.
  В 1753—1762 гг., занимая должность библиотекаря в Эдинбургском юридическом обществе, Юм работал над восьмитомной «Историей Англии от вторжения Юлия Цезаря до революции 1688 г.». 1763—1666 гг. провел в Париже с дипломатической миссией, сблизившись с французскими энциклопедистами.
  Выйдя в отставку в 1769 г., стал секретарем Эдинбургского философского общества, объединяющего деятелей науки и культуры Шотландии.
  Умер Юм 25 августа 1776 г. в Эдинбурге.
  Под влиянием идей Юма развивалось большинство позитивистских учений XIX—XX вв., вплоть до эмпириокритицизма, неопозитивизма и лингвистической философии.
Категория: Биографии авторов | Просмотров: 311 | Автор: Lojke
ЮВЕНАЛ ДЕЦИМ ЮНИЙ (ок. 60 - ок. 127) Ювенал Децим Юний, выдающийся римский поэт-сатирик, родился в Ак-винуме близ Рима. Биография практически неизвестна. Автор 16 сатир в 5 книгах (последняя не закончена). Сатиры 1—3-й книг носят резко обличительный характер, 4—5-й книг — более отвлеченные рассуждения в духе стоицизма на моральные темы. Общий тон пафосных сатир Ювенала, отмеченных броскими сентенциями, пессимистичен и местами озлоблен, в них он не видит особой разницы между деспотичностью императорской власти и вздорности плебса.
  По преданию, Ювенал окончил свои дни в ссылке в Египте.
Категория: Биографии авторов | Просмотров: 273 | Автор: Lojke
ЛЮТЕР МАРТИН (1483-1546)

Лютер Мартин, глава бюргерской Реформации в 1ермании, основатель немецкого протестантизма (лютеранства), родился в 1483 г. в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок, в городе Эйслебене, в Саксонии. Окончив обычную школу, Лютер в 1501 г. поступил на юридический факультет Эрфуртского университета, но занимался больше не правом, а теологией. Окончив университет в 1505 г. и получив степень магистра свободных искусств, он ушел в эрфуртский монастырь ордена августинцев, где стал изучать средневековую мистику.
  В 1508 Лютер начал читать лекции в Виттенбергском университете (с 1512 г. доктор богословия). В обстановке подъема общественного движения в Германии, направленного в первую очередь против католической церкви, он открыто выступил с 95 тезисами против индульгенций (вывесил тезисы 31 октября 1517 г. на дверях виттенбергской Замковой церкви). Они содержали основные положения его нового религиозного учения, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Лютер отверг католическую догму о необходимости посредничества церкви и представителей духовенства при общении человека с Богом, объявив веру единственным путем к спасению души. Лютер также отверг монашество, безбрачие духовенства, культ святых, заявил, что не в уходе от мира, а в служении миру человек должен искать пути спасения; и это и есть истинное служение богу. Кроме того, он отверг авторитет папских декретов и требовал восстановления авторитета Священного писания.
  Своими новыми положениями Лютер отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Он ограничивал роль духовенства наставлением христиан в духе «смирения» осознания человеком его полной зависимости от «милости божьей» в деле спасения его души.
  В историю немецкой общественной мысли Лютер вошел и как деятель культуры — как реформатор образования, языка, музыки. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с «папистами» стремился использовать народную культуру и многое сделал для ее развития. Большое значение для развития немецкой культуры имел выполненный Лютером перевод Библии с латыни на немецкий язык (1522—1542). Умер в своем родном городе Эйслебене в 1546 г.

Категория: Биографии авторов | Просмотров: 402 | Автор: Lojke
ЛЭМ ЧАРЛЬЗ (1775-1834)

Лэм Чарльз, английский эссеист, критик, поэт, родился в 1775 г. в Лондоне в семье мелкого клерка. Отец, Джон Лэм, служил на незначительных должностях в юридической конторе Сэмюэла Солта. В восемь лет Лэм определился в лондонскую школу для бедных «Приют Христа». Завязавшаяся там дружба с С. Т. Кольриджем во многом определила их будущие литературные судьбы. Оставив школу на пятнадцатом году жизни, в 1792 г., он поступил в контору одной крупной торговой компании, где прослужил более 30 лет — до 1825 г., вплоть до выхода на пенсию. Для литературных занятий ему оставались лишь часы досуга. Но служба не помешала ему заниматься поэзией. В 1794 г. он опубликовал в газете «Морнинг хроникл» несколько своих сонетов, сохранив в тайне авторство.
  В 1796 г., добавив еще несколько стихотворений, Лэм опубликовал их под своей фамилией в книге своего старого друга, также начинающего поэта Кольриджа.
  Еще через два года в соавторстве с поэтом Чарльзом Ллойдом была написана книга «Белый стих», а в 1807 г. в соавторстве с сестрой Мэри Лэм был издан двухтомник «Рассказы из Шекспира», представлявшая собою переложение пьес великого драматурга для детского чтения. В это же время Лэм завоевал популярность и как эссеист, выступая во многих литературных журналах Англии. В 1808 г. он опубликовал антологию «Английские драматургические поэты, современники Шекспира».
  Хотя ранние творческие опыты Лэма не предвещали больших достижений, ему удалось войти в число самых популярных английских эссеистов, он стал замечательным рассказчиком историй для детей, сочинителем изящных стихов и мастером эпистолярного жанра. Для неспециалистов и широких читательских кругов наиболее значительный интерес представляет другое важное достижение Лэма — эссе «Очерки Элии». Почти все очерки впервые увидели свет в журнале «Лондон мэгэзин» в 1820—1825 гг. Позднее они были переизданы отдельными книгами. Эти «Очерки...» — серия социальных зарисовок лондонского общества. Они проникнуты искренним сочувствием к городской бедноте, добрым юмором; реалистический сюжет в них переплетается с романтическим вымыслом. По выходе в отставку Лэм после 1827 г. покинул Лондон, уехав с сестрой сначала в Энфилд, а затем в Эдмонтон, где после непродолжительной болезни умер 27 декабря 1834 г.

Категория: Биографии авторов | Просмотров: 483 | Автор: Lojke
ЛУЦИЛИЙ ГАЙ (ок. 180 - ок. 102 до н. э.)

Луцилий Гай, римский поэт, родился около 180 г. до н. э. на юге Италии, в области Кампанья, неподалеку от Неаполя, в семье крупного рабовладельца. Уже в юности был замечен поэтами Италии как подающий весьма большие надежды поэт. Особенно успешно работал в жанре сатуры — особом жанре древнеримской литературы, который допускал соединение стихов с прозой, причем стихи могли быть написаны разными размерами. Произведения Луцилия, разнообразные по содержанию, языку и поэтическим размерам, затрагивали мораль, политику, философию, религию, литературу Рима эпохи Гракхов. Умер около 102 г. до н. э.

Категория: Биографии авторов | Просмотров: 426 | Автор: Lojke
ЛУКРЕЦИЙ, ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР

Лукреций, Тит Лукреций Кар (I в. до н. э.), знаменитый римский поэт и философ-материалист. Самые ранние биографические данные о нем относятся к IV в. н. э., но не могут считаться достоверными. До нас дошла его философская поэма «О природе вещей», представляющая собой дидактический эпос, излагающий физику Эпикура. Эта поэма — единственный литературный памятник античности, дошедший до нас полностью.
  Она состоит из шести книг. В книгах первой и второй излагается атомистическая теория мироздания и отвергается всякое вмешательство богов в мирские дела. Книга третья посвящена проблемам души, ее материальности и смертности, ее связи с бренным телом. Книга четвертая повествует о теле человека и о его чувственных восприятиях как основе знаний. В книге пятой рассматривается космогония и история развития человеческого рода. Здесь же сообщаются сведения о происхождении языка, приручении огня, об образовании семьи как о важнейших этапах пути человечества от варварства и дикости к цивилизации и культуре. И наконец, шестая книга освещает проблемы происхождения религии.
  Поэма «О природе вещей» написана стихами, что делало ее популярной среди множества читателей, и, быть может, именно последнее обстоятельство способствовало тому, чтобы она дошла до наших дней.
  Лукреций стремился освободить людей от предрассудков, от фанатичной веры в богов, от страха страданий и смерти и убедить в могуществе знания и превосходстве философии.
  Избрав для своего философского сочинения стихотворную форму, он оживил и сделал более убедительным учение Эпикура. Материалисты XVII— XVIII вв. черпали атомистические идеи древних главным образом у Лукреция.

Категория: Биографии авторов | Просмотров: 424 | Автор: Lojke