Лютер Мартин, глава бюргерской Реформации в 1ермании, основатель немецкого протестантизма (лютеранства), родился в 1483 г. в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок, в городе Эйслебене, в Саксонии. Окончив обычную школу, Лютер в 1501 г. поступил на юридический факультет Эрфуртского университета, но занимался больше не правом, а теологией. Окончив университет в 1505 г. и получив степень магистра свободных искусств, он ушел в эрфуртский монастырь ордена августинцев, где стал изучать средневековую мистику. В 1508 Лютер начал читать лекции в Виттенбергском университете (с 1512 г. доктор богословия). В обстановке подъема общественного движения в Германии, направленного в первую очередь против католической церкви, он открыто выступил с 95 тезисами против индульгенций (вывесил тезисы 31 октября 1517 г. на дверях виттенбергской Замковой церкви). Они содержали основные положения его нового религиозного учения, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Лютер отверг католическую догму о необходимости посредничества церкви и представителей духовенства при общении человека с Богом, объявив веру единственным путем к спасению души. Лютер также отверг монашество, безбрачие духовенства, культ святых, заявил, что не в уходе от мира, а в служении миру человек должен искать пути спасения; и это и есть истинное служение богу. Кроме того, он отверг авторитет папских декретов и требовал восстановления авторитета Священного писания. Своими новыми положениями Лютер отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Он ограничивал роль духовенства наставлением христиан в духе «смирения» осознания человеком его полной зависимости от «милости божьей» в деле спасения его души. В историю немецкой общественной мысли Лютер вошел и как деятель культуры — как реформатор образования, языка, музыки. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с «папистами» стремился использовать народную культуру и многое сделал для ее развития. Большое значение для развития немецкой культуры имел выполненный Лютером перевод Библии с латыни на немецкий язык (1522—1542). Умер в своем родном городе Эйслебене в 1546 г.
Лэм Чарльз, английский эссеист, критик, поэт, родился в 1775 г. в Лондоне в семье мелкого клерка. Отец, Джон Лэм, служил на незначительных должностях в юридической конторе Сэмюэла Солта. В восемь лет Лэм определился в лондонскую школу для бедных «Приют Христа». Завязавшаяся там дружба с С. Т. Кольриджем во многом определила их будущие литературные судьбы. Оставив школу на пятнадцатом году жизни, в 1792 г., он поступил в контору одной крупной торговой компании, где прослужил более 30 лет — до 1825 г., вплоть до выхода на пенсию. Для литературных занятий ему оставались лишь часы досуга. Но служба не помешала ему заниматься поэзией. В 1794 г. он опубликовал в газете «Морнинг хроникл» несколько своих сонетов, сохранив в тайне авторство. В 1796 г., добавив еще несколько стихотворений, Лэм опубликовал их под своей фамилией в книге своего старого друга, также начинающего поэта Кольриджа. Еще через два года в соавторстве с поэтом Чарльзом Ллойдом была написана книга «Белый стих», а в 1807 г. в соавторстве с сестрой Мэри Лэм был издан двухтомник «Рассказы из Шекспира», представлявшая собою переложение пьес великого драматурга для детского чтения. В это же время Лэм завоевал популярность и как эссеист, выступая во многих литературных журналах Англии. В 1808 г. он опубликовал антологию «Английские драматургические поэты, современники Шекспира». Хотя ранние творческие опыты Лэма не предвещали больших достижений, ему удалось войти в число самых популярных английских эссеистов, он стал замечательным рассказчиком историй для детей, сочинителем изящных стихов и мастером эпистолярного жанра. Для неспециалистов и широких читательских кругов наиболее значительный интерес представляет другое важное достижение Лэма — эссе «Очерки Элии». Почти все очерки впервые увидели свет в журнале «Лондон мэгэзин» в 1820—1825 гг. Позднее они были переизданы отдельными книгами. Эти «Очерки...» — серия социальных зарисовок лондонского общества. Они проникнуты искренним сочувствием к городской бедноте, добрым юмором; реалистический сюжет в них переплетается с романтическим вымыслом. По выходе в отставку Лэм после 1827 г. покинул Лондон, уехав с сестрой сначала в Энфилд, а затем в Эдмонтон, где после непродолжительной болезни умер 27 декабря 1834 г.
Луцилий Гай, римский поэт, родился около 180 г. до н. э. на юге Италии, в области Кампанья, неподалеку от Неаполя, в семье крупного рабовладельца. Уже в юности был замечен поэтами Италии как подающий весьма большие надежды поэт. Особенно успешно работал в жанре сатуры — особом жанре древнеримской литературы, который допускал соединение стихов с прозой, причем стихи могли быть написаны разными размерами. Произведения Луцилия, разнообразные по содержанию, языку и поэтическим размерам, затрагивали мораль, политику, философию, религию, литературу Рима эпохи Гракхов. Умер около 102 г. до н. э.
Лукреций, Тит Лукреций Кар (I в. до н. э.), знаменитый римский поэт и философ-материалист. Самые ранние биографические данные о нем относятся к IV в. н. э., но не могут считаться достоверными. До нас дошла его философская поэма «О природе вещей», представляющая собой дидактический эпос, излагающий физику Эпикура. Эта поэма — единственный литературный памятник античности, дошедший до нас полностью. Она состоит из шести книг. В книгах первой и второй излагается атомистическая теория мироздания и отвергается всякое вмешательство богов в мирские дела. Книга третья посвящена проблемам души, ее материальности и смертности, ее связи с бренным телом. Книга четвертая повествует о теле человека и о его чувственных восприятиях как основе знаний. В книге пятой рассматривается космогония и история развития человеческого рода. Здесь же сообщаются сведения о происхождении языка, приручении огня, об образовании семьи как о важнейших этапах пути человечества от варварства и дикости к цивилизации и культуре. И наконец, шестая книга освещает проблемы происхождения религии. Поэма «О природе вещей» написана стихами, что делало ее популярной среди множества читателей, и, быть может, именно последнее обстоятельство способствовало тому, чтобы она дошла до наших дней. Лукреций стремился освободить людей от предрассудков, от фанатичной веры в богов, от страха страданий и смерти и убедить в могуществе знания и превосходстве философии. Избрав для своего философского сочинения стихотворную форму, он оживил и сделал более убедительным учение Эпикура. Материалисты XVII— XVIII вв. черпали атомистические идеи древних главным образом у Лукреция.