Спиноза Бенедикт (Барух) родился в 1632 г. в Амстердаме в еврейской купеческой семье, переселившейся из Португалии. Получил имя Барух, но когда порвал с иудаизмом, поменял имя на Бенедикт. Окончил шестиклассное еврейское училище в Амстердаме. После смерти отца возглавил его дело и приобрел связи за пределами строго кастовой еврейской общины Амстердама, в том числе среди оппозиционно настроенных к господствовавшей в Голландии протестантской кальвинистской Церкви людей. Большое влияние на мировоззрение Спинозы оказал его наставник в латинском языке ван ден Энден, последователь Уриэля Акосты (португальский еврей, католик, который в 1614 г. бежал в Амстердам, где принял иудаизм, но стал активным врагом местного раввината). Другим мыслителем, оказавшим на Спинозу влияние, был Джулио Ванини, итальянский священник, последователь Джордано Бруно. За отказ от иудаизма Спинозу в 1656 г. изгнали из общины и предали проклятию. Спасаясь от преследования, Спиноза бежал из Амстердама. Сначала жил в деревне, потом в предместье Гааги, зарабатывая на жизнь шлифовкой линз. В 1663 г. написал книгу «Изложение принципов Декартовой философии», благодаря которой приобрел репутацию крупного мыслителя. Вступил в переписку с Лейбницем, Ольденбургом и Гюйгенсом. Дальнейшие его труды посвящены идее примирения Библии с наукой, однако не лишены атеизма. В 1670 г. Спиноза анонимно выпустил откровенно атеистический «Богослов-ско-политический трактат». В 1675 г. закончил работу над «Этикой», но не смог ее напечатать из-за враждебного к себе отношения в Амстердаме. Умер Спиноза в Гааге в 1677 г.
Спенсер Герберт родился в 1820 г. в Дерби, центре графства Дербишир, в семье учителя. В 17 лет стал учительствовать, но вскоре перешел на должность инженера строящейся железной дороги Лондон — Бирмингем, прежде всего благодаря прекрасному знанию техники и математики. С 1848 г. публикуется в журнале «Экономист» со статьями по политическим и экономическом вопросам (1848—1853). С 1848 по 1858 г. разработал план объединения в одно целое всей философии на основании идеи развития. В 1850 г. вышла в свет его книга «Социальная статистика», а в 1852 г. он опубликовал статью «Гипотеза развития», в которой предвосхитил идею Дарвина о эволюции растительного и животного мира. Эту же идею развил в книге «Основания психологии» (1855). В конце 1850-х гг. сделал наброски «Синтетической философии» (сначала — из семи томов, а позже — из десяти). С 1860 по 1863 г. выходили отдельные выпуски «Основных начал», затем — тома «Описательной социологии». В конце 1870-х гг. закончил раздел «Этика». Наследие Спенсера охватывает все проблемы философии. Он анализирует историю космоса с точки зрения его развития. С точки зрения эволюции Спенсер рассматривает и историю развития Земли, и жизни на Земле — от флоры и фауны до человека. Он определяет жизнь как «непрерывное приспособление внутренних отношений к внешним». Закон эволюции Спенсер распространяет и на психологию, а этику считает вытекающей из сущности природы и жизни и, стало быть, тоже подверженной эволюции, как и все во Вселенной. Спенсер является и одним из крупнейших социологов мира, оставившим немало трудов по этой тогда еще совсем молодой науке. Умер Спенсер в 1903 г. в Брайтоне.
Софокл, древнегреческий драматург, родился около 496 г. до н. э. в предместье Афин — Колоне. Избирался на важные городские должности, состоял в близком окружении афинского стратега Перикла. По свидетельствам современников, Софокл написал более 120 драм. В 468 г. до н. э. одержал победу на состязаниях поэтов-трагиков. До нас целиком дошли тексты семи трагедий, в том числе «Антигона», «Эдип-царь», «Филоктет», «Трахинянки», «Электра». Ввел в пьесу третьего актера, что усиливало напряженность действия. Сюжеты и образы Софокла использовались и другими античными драматургами, писателями эпохи Просвещения и нашими современниками — Брехтом, Ануем, Жироду и др. Умер около 406 г. до н. э.
Солон родился около 640 г. до н. э. Известен как реформатор и военачальник. В 594 г. до н. э. был избран айсиментом (посредником для улаживания споров) и архонтом (правителем) Афин. Провел экономические, социальные и политические преобразования в пользу простого люда, отменил старые поземельные долги, рабство соотечественников — греков, установил земельный максимум, дал права гражданства переселенцам, обосновавшимся в Афинах, создал суд присяжных и т. п. Солона считают одним из семи мудрецов Древней Греции. Умер около 559 г. до н. э.
Сократ, греческий философ, родился в Афинах в 469 г. до н. э. в семье скульптора. Сам ничего не писал, а о его жизни и учении человечество узнало из трудов Ксенофонта и Платона. Философ вел беседы с людьми разных социальных слоев, стараясь, чтобы собеседник правильно понял предмет разговора. С помощью удачно поставленных вопросов помогал осознать свое непонимание и указывал путь к лучшему построению понятий. Делал вид, будто сам желает учиться у того, с кем разговаривает, и что предмет беседы для него самого не ясен. Беседы со всеми желающими закончились для Сократа плачевно — его обвинили в антигосударственной деятельности, в поклонении новому божеству — демону. Он был помещен в темницу, откуда отказался бежать, несмотря на просьбу друзей. В мае 399 г. до н. э. выпил кубок с ядом, парализующим дыхание. Пребывание Сократа в темнице и его предсмертные беседы с друзьями описаны в диалоге Платона «Фэдон». Главным критерием в философии Сократа была нравственность. Философ отождествлял ее со знанием и истиной вообще, и потому обращался к исследованию основ знания. Сократ защищал объективный характер познания, придавал большое значение исследованию человека как существа нравственного, указывал на родство души и божества и на вероятность бессмертия души. В Боге он видел источник добродетели и справедливости. Сократ требовал от людей уважения к физическому труду, обосновывал необходимость человеку властвовать над своими страстями, но не чурался наслаждений. Сам никогда не позволял страстям брать верх над разумом, потому и стал идеалом мудреца. В государстве видел порядок, обоснованный божественным планом, считал, что правитель должен быть человеком знания. Источниками учения Сократа могут служить «Диалоги» Платона, «Воспоминания» Ксенофонта, сочинения Аристотеля, глава о Сократе у Диогена, «О Демоне Сократа» Плутарха и др.
Смит Адам родился в 1723 г. в маленьком портовом городке Керкколди в семье таможенного чиновника. Учился в университете Глазго и в Оксфорде. С 1751 по 1763 г. — профессор в университете Глазго. В 1764—1766 гг. находился во Франции, где сблизился с основателями физиократического направления во французской политэкономии Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо и другими (исследование сферы производства, положившее начало политэкономии как науке). Сильное влияние, на него оказали также энциклопедисты Д'Аламбер и Гельвеций, В 1759 г. издал книгу «Теория нравственных чувств», а в 1776 г. «Исследования о природе и причинах богатства народов», который принес автору славу и признание величайшим экономистом мира. С 1787 г. — ректор университета в Глазго. Умер в 1790 г. в Эдинбурге.